Средняя общеобразовательная школа № 5.

В тридцатые годы в населенных пунктах Большебейсугского сельского совета было 5 малокомплектных  начальных школ и 2 неполные средние  (семилетние) школы.

В хуторе Харьково-Полтавский была начальная школа № 40.  Заведовала школой Зайцева (Гайдук) Зоя Петровна, учитель - Уварова Анна Васильевна,  в хуторе Ланцево-Процай - НСШ № 41, директором школы был Бабич Александр   Александрович, учителя: Камышан Ангелина Алексеевна – русский язык, литература, Горбунова Людмила Семеновна – русский язык и литература, Албул (Костенко) Ангелина Федоровна – математика, Бежаев Николай Александрович – физик, пение, Горбунов Николай Филиппович – математика, Дмитренко Владимир Матвеевич – история, Карпов Василий Иванович – математика, Гайдук Наталья Ивановна – биология, Ковтун Алексей Александрович – физкультура.

     В хуторе Драный в 1927 году  была построена  начальная школа № 44,: Каушан Иван Маркович – заведующий, учитель- Терещенко Анна Михайловна. В 1928 году открылась начальная школа № 45 в хуторе Черепяный, Визирь Галина Ивановна – заведующая, учитель - Гукало Домна Демьяновна

                 В хуторе Борзиково  работала начальная школа № 42, где заведующей была Тимофеева Лидия Федоровна, учителем -Еременко Нина Федоровна; в хуторе Полтавский - школа №43: заведующая - Колодько  Анна  Федоровна, учитель - Колодько Наталья Федоровна. Во время оккупации  эту школу  занимали немецкие  солдаты, отступая  они сожгли ее. Детям пришлось учиться в приспособленном  доме, на другом конце хутора. В 1952 году на средства колхоза «Таманец» была построена  новая школа. Заведующим назначен Струков Никита Михайлович.     

          В хуторе Черниговском в 1957 году   стихия (ураган) сорвал крышу и разрушил часть здания школы,  занятия не прерывались, школа перешла  в хуторской клуб, а в 1958 году учителя и ученики с радостью начали занятия в новой  построенной   НСШ № 26, где  директором был Ситников Степан Пантелеевич.

        Семилетние школы № 41 х. Ланцево-Процай и № 26 х. Черниговский с 1963-1964 учебного года стали восьмилетними

           В условиях малокомплектности начальных школ один учитель  вел одновременно 2-3 класса, а в семилетних и восьмилетних  школах  - один учитель должен  специализироваться на преподавание       нескольких предметов.

В довоенное время учителя  вечерами по десятидворкам занимались бесплатно со взрослыми, ликвидируя безграмотность   населения.

         В 1970 году вступила в эксплуатацию  новая  общеобразовательная школа № 25 (№5) и приняла под свою крышу  учеников и учителей начальных школ № № 40, 42, 43, 44, 45 и восьмилетних школ № 41 и 26.

           В СОШ № 5   стали обучаться учащиеся села  Большой Бейсуг, хуторов Кубань, Имерницын, Харьково-Полтавский, Платоновский, Приречный и Придорожный. Эти населенные пункты находятся на расстоянии  от  СОШ №5 от одного до 15 километров , поэтому был организован подвоз учащихся пятью автобусами. Панасенко Валентина Аркадьевна учила и воспитывала  сотни хуторских ребят, многие из них приводили к ней в первый  класс уже  своих детей.

         Первый звонок 1970-1971 учебного года в СОШ №  25 Большебейсугского совета позвал всех хуторских ребят в новую, светлую, просторную школу, где они  могли получить среднее образование.     18 классов - комплектов приняли 515 учащихся.   Занятия были в одну смену. Директором  школы  был назначен учитель истории Сажин Виктор Федорович, завучем по учебно-воспитательной работе - учитель по математике Коляда Николай Васильевич,  завучем по внеклассной работе – географ Бугаева Любовь Макаровна.  В средней школе начала работать плеяда    учителей мастеров педагогического дела: Невгодовская Р.М., Еременко Н.Ф., Алексеенко Р.П., Максименко К.А.,  Еременко В.В., Гайдук З.П., Панасенко В.А. - учителя начальных классов; Самсонов А.С., Коляда В.Ф., Прудко Л.И., Тимофеева Л.Л. - учителя русского языка и литературы;  Федина З.Г., Сокирко Д.С., Чернявская Л.С. - учителя математики; Николаенко Е.Ф., Сажин В.Ф.-  учителя истории; Бугаева Л.М., Первакова В.Я. - учителя географии; Калашникова В.А. - учитель немецкого языка; Ещенко Т.И. - учитель  английского языка;  Перваков М.В., Федина С.И. - учителя физкультуры; Болотникова Л.В. и Федина А.С. - учителя трудового обучения. Именно этим учителям пришлось достраивать   собственными силами столовую, спортзал, но главной задачей  коллектива была организация учебно-воспитательного  процесса в условиях  получения учащимися среднего образования, условиях подвоза детей из разных хуторов, где в бывших хуторских школах у каждого учащегося сложился  свой стереотип воспитанности и свое  отношение к учебным  занятиям. Это был сложный период становления новой сельской школы со средним образованием

        

            С 1970 по 1978 год в школе сменилось  3 директора:  Сажин Виктор Федорович,  Артеменко Николай Михайлович и Лазарев Анатолий Алексеевич. Проработав директорами по 2-3 года, они ушли на  учительскую работу. В 1978 году директором  СШ №25 была назначена Бугаева Любовь Макаровна (ныне Котлярова), проработавшая в этой должности 20 лет. Молодая, энергичная, полная  сил и творческих замыслов, 8 лет  возглавлявшая воспитательную  работу с СШ№25, хорошо знавшая все школьные дела и возможности своих коллег-учителей, она крепко взяла «руль  правления» школой. Школой управлять непросто, а если еще и учесть массу  проблем новостройки, отсутствие  сплоченности коллектива, традиций, учесть    новичков учителей ( половина молодых учителей со стажем до 5 лет), становится понятным, с какими трудностями столкнулось руководство школы. Своей целью новый директор   поставила совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать квалификацию учителей, формировать всесторонне развитую личность.   

           Любовь Макаровна назначает завучем по учебно-воспитательной работе  Лазареву Марию Степановну, с которой проработали вместе на «едином дыхании» 20 лет. Марию Степановну уважали, к ней прислушивался весь учительский коллектив. Она часто была на уроках у молодых учителей, после которых не делала « разгонов», «кричащих» замечаний, давала  спокойно нужные советы, конкретные замечания, и большинство молодых учителей очень благодарны Марии Степановне за методическую помощь. Вскоре на должность завуча по внеклассной работе назначена учитель английского языка Миронова Ангелина Николаевна, умная обаятельная , влюбленная в работу с детьми, особенно с «трудными», в совершенстве знавшая психологию развития  личности ребенка. Всего  три  года понадобилось новому директору Бугаевой Л.М.,ее заместителям и коллегам, младшим  друзьям - школьникам, чтобы вывести коллектив на рубеж самостоятельной, радостной жизни.

           Решением исполнительного комитета Брюховецкого районного Совета народных депутатов №296 от 18 мая 1982 года СШ №25 присвоен новый номер 5.

           Школа перешла на кабинетную систему обучения. Первые кабинеты, с учетом современных  требований, были оформлены директором школы Бугаевой Л.М. - кабинет географии и учителем Ольховым Г.С. - кабинет физики. Это были кабинеты, оснащенные всеми необходимыми наглядными пособиями, приборами, звукотехническими средствами (киноаппарат, эпидиаскоп, фильмоскоп), электрифицированным затемнением окон. В школе были оборудованы кабинеты: химии, русского языка, математики, истории, производственного обучения. В учебный план был введен курс профессионального обучения   Мальчики 10-11 классов получали профессию  тракториста - машиниста 3 класса, а девочки до 1993 года     -     швеи-мотористки и портной по пошиву легкого платья.  Производственное обучение вели  учителя Болотникова Л.В., Лазарева М.С., Коляда Ю.Н., Гуляев Е.В. Неоценимую  материальную помощь  оказывали председатели колхоза им. Суворова Неижко  Иван Петрович и Пашенько Борис Иванович.  На  спортивной      школьной площадке на средства колхоза оборудован спортивный комплекс, заасфальтирована площадка для ручного мяча, беговая дорожка, территория школьного двора.

                В 1978 году по инициативе ветерана ВОВ Блинова Павла Степановича за колхозные средства  создан  музей боевой и трудовой славы, ставший центром гражданского  и патриотического воспитания школьников на социокультурных традициях села  Большой Бейсуг.  В течение 20 лет в школе формировалась и развивалась учебно-воспитательная  система, в основу которой положены следующие идеи:

                   - обучение и воспитание - это  взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников;

                   - высокая требовательность к школьнику  должна включать в себя глубокое уважение к его личности, воспитание без уважения - подавление;

                   - воспитание личности начинается со  святынь, с нравственных ориентиров и ценностей;

                  -главным инициатором воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых. объединенных общими целями, общей деятельностью и общей ответственностью.

                 Система учебно-воспитательной работы школы  строилась вокруг 8 комплексных общешкольных дел - обязательное участие в них всех учеников с 1 по 11 класс и одновременно всех учителей, независимо от преподаваемого предмета и классного  руководства, и , по возможности, большего числа родителей. Это  задавало четкий ритм  жизни коллектива, исключало неоправданные рывки школы. Эти дела стали яркими традициями, способствующими воспитанию устойчивых коллективных привычек и навыков, которые проявляются в повседневной жизни. Вот, что говорит бывший директор школы Котлярова Л.М.: «Я бережно храню многие школьные документы, один из них: «Наказ тем, кто учится в нашей школе сегодня, кто будет учиться в ней завтра».  В нем есть такие слова: «... берегите  ваших учителей. В конце концов не книги, а они  - источники знаний. Помните, что память о вас останется, прежде всего, в учителях ваших. Помните, что к этим же  учителям вы, может быть, приведете своих детей. Сделайте учителей счастливыми! Сохраните хорошую,  светлую атмосферу нашей  школы. Будьте  веселыми, станьте серьезными, взрослыми. Станьте другими, непохожими и все же  останьтесь такими же. Берегите наши традиции!».

              Четко организованная система учебно-воспитательной работы, всей жизни школы, заинтересованность и увлеченность всех ее участников -  учащихся и  учителей, доверительный стиль отношений, доброжелательность и эмоциональная искренность - все это максимально сблизило детей и взрослых и образовало дружный  учительский   коллектив, которому многие годы суждено было растить, учить и воспитывать будущего гражданина России.

                              Из рукописной книги Митрофана Трофимовича Потапова « История брюховецких школ»

 

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search