6+

Православие

Мы рады приветствовать Вас на православной странице нашего сайта. Здесь вы найдёте интересную информацию о духовенстве станицы Брюховецкой о его прошлом и настоящем.

Монастырские истории. Киновия при пустыне.

На протяжении десятков лет после прекращения в начале прошлого века деятельности Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни народная молва продолжала передавать   различные истории, связанные с пустынью. Некоторые из них вымышленные, в содержании других есть, как говорят доля правды. Есть к сожалению, и такие, которые распространяются в различных источниках и являются сознательными попытками исказить историческую правду о событиях на территории монастыря в 20-х годах прошлого столетия. Настоятель Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни архимандрит Самуил в 1878 году в Кавказских епархиальных ведомостях опубликовал историю пустыни, основываясь на архивных данных монастыря. Выдержки из этой истории мы хотим предложить вашему вниманию.

Киновия при пустыне

 В этой статье речь пойдет о монастырской киновии. Еще совсем недавно в некоторых публикациях местных газет, касающихся названия хутора Киновия Брюховецкого района, вполне уверенно доказывали, что это название связано с очертаниями острова, на котором расположен хутор.  Утверждали, что это место напоминает конскую голову и раньше место это называли Коновией. Попробуем объяснить, какая роль отводилась киновии Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни на самом деле и что значит слово «киновия»? В своих путевых заметках ключарь Ставропольского Кафедрального собора Карп Руденко, сопровождавший в мае 1906 года Епископа Ставропольского и Екатеринодарского в поездке по Кубанской области писал: «В 10 верстах вокруг лимана сухопутьем и в 2-х верстах водою по лиману, как раньше сказано, стоит киновия с двумя небольшими церквами: холодной —во имя Всех Святых, и теплой, в честь Казанской Божьей Матери. Есть здание о 8-ми комнатах для братии, где живет постоянно не менее 8-ми монахов, занимающихся кроме молитвенных подвигов рыболовством в лимане...». Православная богословская энциклопедия дает следующее толкование слову «киновия»: Киновия или «общежитие» (κοινός – общий и βίος – жизнь) есть одна из форм монашеской жизни.

Иными словами, киновия при пустыне являлась своеобразным монастырским подворьем, где была организована христианская монашеская коммуна, одна из форм организации монашества. И это соответствовало уставу Екатерино-Лебяжской Николаевской общежительной пустыни.

Перейдем к истории киновии, которую нам оставил архимандрит Самуил и узнаем интересные факты, которые должны способствовать прекращению разных историй и небылиц о киновии при пустыне.

Настоятель монастыря писал:

«Когда большое здание каменного соборного храма при пустыни приходило к окончанию, то неутомимый в своей деятельности настоятель, архимандрит Товия, в 1809 году позаботился удовлетворить задушевное желание черноморских казаков иметь богадельню и больницу для престарелых и одиноких старых казаков, где бы они могли без нужды проживать на содержании от пустыни.

В таком соображении, добродушный настоятель избрал небольшой остров за лиманом, при впадении в него через гирло рек Бейсуга и Бейсужка. Место это совершенно уединенно, окружено густорастущими камышами и залито кругом водою. В этом то месте архимандрит Товия озаботился устроить небольшую каменную церковь, с престолом во имя всех святых, каменный флигель для 10 монахов и такую же кухню с трапезною. Ревностному настоятелю Товию много помог бездетный есаул Мирон Михайлович Гречаный: этот боголюбец, сразу вручивший архимандриту Товию 1000 рублей, обещался принять на себя все издержки для киновийского храма. В два года архимандрит Товия устроил этот храм и, по благословению архипастыря, освятил его. Для сооружения всех коновийских зданий, хотя и обещал доставить все средства упомянутый благотворитель Гречаный, но, по каким-то особым причинам не мог этого исполнить и необходимые для киновии здания устроились за счёт других жертвователей из числа Черноморских казаков. По книгам оказывается, что на киновийскую постройку архимандрит Товия издержал до 15-ти тысяч рублей.

 В 1868—1872 годы в киновии был помещен иеромонах Гувим. Этот заботливый труженик успел в короткое время заслужить доверие и расположение добрых посетителей. Усердно исполняя все священно-служения, он привлекал многих богомольцев, и от них подавались нескудные приношения. На счёт таких приношений заботливый иеромонах обновил обветшавшую каменную церковь при киновии и устроил заново дом для посетителей.

В этом здании, простирающемся на 10 сажень в длину, 8 отдельных номеров, покрыто оно железом. Не малы были издержки на такое устройство, но они восполнялись особенною заботою ейского купца Севастиана Степановича Гончарова. Этот боголюбец, жертвуя из своих собственных приобретений, приглашал п других благотворителей и этим много способствовал к устройству гостиницы, а также и возобновлению обветшавшей штукатурки на храме всех Святых. В 1871 году Господь послал нового благотворителя для киновии. В октябре месяце этого года, около 20-го числа, приехало в киновию семейство жителя станицы Каневской, отставного войскового старшины Дометия Фёдоровича Герко. Добродушное это семейство часто поражалось скорбью от смерти детей. У единственной дочери Герко в означенное время на руках был малютка, младенец Владимир. Дитя это и родилось больным, и жило постоянно под гнетом тяжкого недуга. В надежде на помощь Божию, мать болящего младенца приехала в киновию помолиться пред иконою Божьей Матери. Но Господь благоволил иначе: после молитвы дитя успокоилось вечным сном. Поражённые такою смертью единственного младенца, родители здесь же при киновии и погребли тело его. Через год после этого события, когда иеромонах Рувим объявил в доме г. Герко о своём намерении пригласить добрых посетителей киновии на пожертвование для теплой церкви, которой до того не было, дед умершего младенца Дометий Фёдорович Герко изъявил тогда же решительную готовность устроить такую церковь собственными средствами. Он тотчас же вручил иеромонаху Рувиму тысячу рублей. и обещал уплачивать за все расходы по этой постройке, но с тем, чтобы под фундаментом положить прах умершего младенца Владимира. При таком благочестивом содействии добродушного семейства, иеромонах Рувим заказал план ейскому архитектору, и, по утверждению его бывшим Кавказским Епископом Феофилактом, здание, с Божьею помощью, в одно лето устроилось, а в декабре 1872 года и освящено с разрешения того же Преосвященного, с престолом во имя Казанской иконы Божьей Матери. На все это здание добрые жертвователи издержали более пяти тысяч рублей…»

Публикацию подготовил Таймураз Бежаев.

Продолжение следует.

 

 

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search