История

Страница предназначена любителям истории Брюховецкого района. В своих статьях историки, краеведы и публицисты рассказывают о событиях, которые имели место на земле брюховецкой.

Обретение имени

На выезде из хутора Гарбузовая Балка в сторону хутора Рогачи с правой стороны на меже огорода Михаила Васильевича Аксёнова и пустыря находилась до недавнего времени одиночнаябезымянная могила неизвестного солдата.

С 2008 года мною предпринимались попытки найти  сведения об этом советском солдате. Старожилы хутора помнят, что под вечер 8 февраля 1943 года со стороны хутора Рогачи на лафете пушки отец привёз тело своего сына и попросил хуторян похоронить его в огородах. Солдат был похоронен на меже огорода Аксёнова Василия Филипповича, 1893 года рождения, и его супруги Ксении Степановны, 1890 года рождения. Это потом на своём участке родители построили дом семье сына Михаила, 1924 года рождения. Отец солдата заверил жителей, что однозначно приедет после окончания войны, чтобы перезахоронить сына у себя на родине. Однако после войны никто не приехал.[1]

В 1980-е годы в местной школе был создан поисковый отряд и школьники нашли родственников, по воспоминаниям старожилов, это была мать. Она приезжала на могилку сына. Адрес матери был в школе утрачен. Учителя и жители утверждали, что его фамилия – Просяной или Портяной. Однако многолетние поиски в архиве Министерства обороны РФ (ОБД Мемориал) желаемого результата по этим фамилиям не давали. Поэтому в районной газете «Брюховецкие новости» в статье мною вновь было указано, что фамилия захороненного солдата неизвестна.[2]Некоторые учителя хуторской школы звонили мне, возмущались и пытались утверждать, что фамилия солдата – Просяной. Однако никаких доказательств своей правоты представить не могли. Возмутил меня и факт направления в архив министерства Обороны Российской Федерации учетной карточки № 8 на воинское захоронение, подписанной военным комиссаром и главой района с указанием фамилии солдата – Просяной.[3]

Жители района помнят, что в прошлом году поисковики казачьего клуба «Забытый Полк» нашего района[4] (руководитель – Ретюхин Максим Сергеевич) подняли останки солдата и торжественно перезахоронили в хуторе Гарбузовая Балка рядом с братской могилой. Солдатский медальон либо другие предметы, по которым можно было бы установить фамилию солдата, найти не удалось. Несмотря на попытки сделать на могиле временную табличку с указанием фамилии солдата – Просяной, - поисковики  отказали жителям и захоронили с указанием – неизвестный солдат.[5]

            В марте 2017 года мною было принято решение возвратиться к поиску документов на указанное захоронение. С этой целью решено было просмотреть донесения о безвозвратных потерях 317-й стрелковой дивизии (сд) 58-й армии Северо-Кавказского фронта за апрель-июль 1943 года. В моей практике уже встречались случаи внесения погибших в списки безвозвратных потерь через один-два месяца после гибели солдата. В донесении начальнику Центрального бюро по учёту персональных потерь действующей армии управление 317-й сд (входящий № 17830 от 12 мая 1943 года) среди безвозвратных потерь младшего начальствующего и рядового состава за вторую половину апреля 1943 года по 606-му стрелковому полку (сп) 317-й сд были обнаружены сведения о гибели Просянова Дмитрия Сергеевича, 1925 года рождения, уроженца с. Спицевка, Кр.-Спицевского района Орджоникидзевского (ныне – Ставропольского) края, младшего сержанта 317-й сд, мать которого  Просянова Полина Степановна проживала в с. Спицевка.[6]

В донесении ошибочно указана дата гибели – 18 февраля, а не 8 февраля, и место первичного захоронения указано – х. Рогачи. Расхождение объяснимо, т.к. донесение составлялось через несколько месяцев. Тем более, что из оперативных сводок 317-й сд за 7 и 8 февраля 1943 года видно, что хутор Гарбузовая Балка освобожден к 11 часам 8 февраля, а хутор Рогачи к 19 часам этого же дня.[7]

Младший сержант Просянов Д.С. был призван в армию в августе 1942 года Спицевским РВК. Его отец, младший сержант Просянов Сергей Ефимович,так же был призван  в августе  этого года, но только Старо-Юртовским РВК Чечено-Ингушской АССР. Оба они оказались во вновь формирующейся 317-й дивизии в районе города Грозный. Они служили в одном подразделении. Сын был наводчиком, а отец замковым орудия 45 мм пушки. Уже 15 октября 1942 года в бою за высоты463,0 и 396,8 полк командира Алексеева проявил бесстрашие в чрезвычайно сложной обстановке. «В момент, когда группа немецких автоматчиков внезапно напала на расчёт 45 миллиметрового орудия, отец и сын Просяновы вступили в рукопашный бой с фашистами. Отбив штыком и пулей яростную атаку, доблестные артиллеристы на руках выкатили пушку в безопасное место и спасли её. В этом же бою писарь Строкань  под сильным артиллерийским огнём соединил порванный провод и восстановил связь батальона со штабом полка. На другом участке красноармейцы Литвиненко, Попович, Кутин и Чубов, рискуя жизнью, выявили точное местонахождение огневых точек противника: высунувшись из окопов, они вызвали на себя вражеский огонь».[8]

В наградном же листе на младшего сержанта Просянова Д.С. сказано, что в«…критический момент он первым бросился в контратаку на врага, увлёк за собой взвод, и атака противника была отбита. Сам Просянов этой схватке штыком и прикладом уничтожил трёх гитлеровцев. При вторичной попытке противника атаковать огневые позиции взвода Просянов метким огнём своей пушки рассеял силы врага».[9]  Отличился он и в бою под хутором Рогачи.«… враг  бросил в контратаку 17 танков. Просянов, выполняя обязанности наводчика, спокойно стоял на своём посту, подпустив вражеские танки на 200-300 метров с открытой огневой позиции в упор подбил три вражеских танка… Сам Просянов геройски погиб от вражеского снаряда» [10]

Младший сержантПросянов Д.С. был посмертно награждён орденом Отечественной войны І степени за совершённые подвиги в районе села Заманкул и хутора Рогачи. Наградной лист 4 мая 1943 года подписалкомандир полка майорГрафскийН.В.Дата подвига в наградном листе указана ошибочно – 6 февраля 1943 года.

            Среди награждённых за бой с немецкими танками и мотопехотой под хутором Рогачи был и отец Дмитрия –младший сержант Просянов Сергей Ефимович, 1906 года рождения, уроженецс. Спицевка. В бою под хутором Рогачи 8 февраля 1943 года отец заменил своего погибшего сынаи прямой наводкой подбил три средних танка, остальные повернули назад. За этот бой он былнаграждён орденом Отечественной войны І степени. В наградном листе отмечено, что С.Е. Просянов 3 марта 1943 года был ранен.[11]

            Обращение в Спицевское сельское поселение и ЗАГС Грачёвского района с просьбой о поиске родственников, возможной фотографии и полной даты рождения Просянова Дмитрия Сергеевича результатов не принесли.

            Сегодня Советом ветеранов Брюховецкого района, поисковым отрядом «Забытый Полк» и администрацией сельского поселения решается вопрос об установлении на могиле солдата памятника.

В целях увековечивания памяти перезахороненного в 2016 году неизвестного бойца считаю правильным разместить на памятнике текст следующего содержания:

            «Наводчик орудия 45 мм пушки 606 стрелкового полка 317 стрелковой дивизии 58 Армии младший сержант Просянов Дмитрий Сергеевич. 1925-08.02.1943 гг.»

 

Автор: А.Г. Шеремет

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search