История

Страница предназначена любителям истории Брюховецкого района. В своих статьях историки, краеведы и публицисты рассказывают о событиях, которые имели место на земле брюховецкой.

Брюховецкие школы до революции

Ученик до 1917 года должен был упорно изучать Закон Божий, русскую грамматику, арифметику и чистописание. Старая кубанская школа стремилась дать своим ученикам духовное, а не только интеллектуальное образование. В центре учебного процесса неизменно ставилась Церковно-славянская книга.

Каждый урок начинался чтением главы из Евангелия, этим же и заканчивался. Слабых и ленивых в школе не жаловали. Первых оставляли на повторный курс обучения в том же классе, а вторых – просто отчисляли.  Экзамены были праздником просвещения казачьего края. Сколько радости бывало, если в свидетельстве кому-то записали: «надежен», «с дарованием», «успевает», понятлив». Этими словами оценивалось хорошее прилежание ученика, а поведение – лучше всего, если значилось «благонравен». Были и другие, непривычные для современных школьников, слова: «скор», «резв», «кроток», «молчалив» и «тих».

В 1908 году станичный сбор составил «приговор» о необходимости иметь гимназию в станице Брюховецкой и обратился к вышестоящим властям. В 1910 году получено согласие на открытие прогимназии. Учреждены прогимназии были в 1864 году. Ученики могли без экзаменов поступить в следующий класс гимназии. Но условия эти не удовлетворяли станичное общество.

         Со временем станица Брюховецкая расширялась и хорошела. Зажиточные казаки и ремесленники строили добротные кирпичные дома, купцы – просторные магазины, предприниматели – мельницы, маслобойни, кирпичные и рыбные заводы. Состоятельные люди строили школы.

         Купец второй гильдии  Иван Васильевич  Игнатов в 1900 году на свои средства построил и содержал трехклассную школу имени Некрасова для детей иногородних. Все годы ее называли «игнатовская школа», сейчас в ней находится отделение детской больницы.

         В 1911 году в станице появилось «бессословное общество образования», которое объединило силы и средства не только казачьего общества, но и представителей иногородних, проживающих в станице. Вот этой-то организации и удастся добиться у Кавказского округа разрешения открыть 1 сентября 1916 года в станице гимназию.

          Перед самым приемом учащихся стало известно, что не все поступающие, окончившие высшее начальное училище, знают французский и немецкий языки. После публичной полемики экзаменаторы пришли к решению, что будущие гимназисты должны в течение года до сдать экзамен по иностранному языку. 22 июля 1916 года в газетах Кубанской области, наконец, появилось объявление, что с 1 сентября начинаются занятия пока только в одном (5 классе) Брюховецкой гимназии.

В 1914 году в Брюховецкой  открывается еще одна трехклассная казачья школа.Ее директором был назначен Рубан Иван Яковлевич, учителями – Рубан Евгения Петровна (его супруга) и Михтин Александр Иванович. Открывалась школа ранним ноябрьским утром 1914 года. Евгения Петровна Рубан построила свой первый класс, Рубан Иван Яковлевич – второй, а Михтин Александр Иванович – третий. Детям вручили классное имущество: книги, тетради, чернильницы, мел, иконки, лампадки, и все пошли в новую школу, которая называлась Южной. У школы стояли родители, святой отец Пантелей Скобелкин с лампадой и представители власти станицы Брюховецкой. Святой Отец Пантелей благословил учителей, детей, освятил школу и повел учащихся в зал школы. В углу перед иконой он повесил лампаду, все пропели молитву и разошлись по классам. В каждой классной комнате дети повесили в угол свою иконку, еще раз пропели молитву и сели за парты. Так начиналась учеба в Южной школе. Каждое утро занятие в школе начинались с молитвы перед иконой с горящей лампадой. После двух уроков была большая перемена. На этой перемене все учащиеся обедали, продукты дети приносили из дому в холщовых мешочках с вышитыми фамилиями. Хранились они в отдельных шкафах в коридоре. Приносили преимущественно коржи, испеченные на сурепном масле или кусок сала с хлебом. После обеда все заходили в класс и стоя читали молитву, благодарили Бога за обед.

          В 1918 году Южная школа была переименована в школу имени А.С. Пушкина. Учителя работали дружно, старались обустроить школу как внутри, так и всю ее территорию. Из Челбасского лесничества было привезено много саженцев: береза, ольха, сосна, дуб, барбарис, розы, сирень и другие. Много высадили лекарственных растений. Жители станицы поддерживали начинания учителей и школьников, помогали им, чем могли.

          Александр Иванович Михтин обучал молодежь и учеников танцам и хорошему тону. В то время перед началом фильмов в субботу и воскресенье проводились танцы, где непременно присутствовал Александр Иванович. Его партнершей по танцам была непременно А.К. Сафонова.

          Александр Иванович вообще был удивительным человеком. Он умел прекрасно вышивать, вязать, готовить обеды. Вел он в школе кружки шитья,

вязания, танцев. Рубан И.Я. вел класс и был регентом – учил детей петь. Пение проводил под скрипку, на которой сам же и играл. Часто подменяла учителей в школе А.К. Сафонова. Позже она получила образование учителя. Непросто сложилась судьба этих людей. Михтин А.И. после болезни уехал из Брюховецкой в г.Ростов-на-Дону (примерно в 1923 году). Рубан Иван Яковлевич служил в Красной Армии, после демобилизации возглавил высше-  начальную школу. В 1931 году он был  убит выстрелом в затылок из пистолета. Причину убийства и убийцу так и не установили.

          В станице Брюховецкой  открывались не только школы. В 1903 году купец Викторов передал 65 тысяч рублей станичному казачьему правлению на постройку ремесленного училища  с отделениями: слесарное, шорное, столярное, литейное для малоимущих детей.

          За два года на улице Красной в центре  станицы  было построено замечательное по архитектуре  двухэтажное здание. В 1908 году ремесленное училище  сдано в эксплуатацию. К сожалению, мало известно о первых годах работы училища. По рассказам старожилов и из немногих документов известно, что первый выпуск состоялся в 1915 году.

          В станице Батуринской при канцелярии окружного правления образовалась неофициальная войсковая школа на 15-20 учеников. Учителями этой школы были писари окружной канцелярии.

          В 1829 году в Батуринской вместе с деревянной церковью построена церковно-приходская школа, в которой обучалось 20 учащихся, учителями были местные церковные служители.

***

          В 1894 году по данным «Кубанской справочной книжки», изданной в Екатеринодаре, в Батуринской по-прежнему была одна школа, в которой уже обучалось 90 учащихся.

          Попечителем учебного заведения был К.И. Темризов, законоучителем – священник А.И. Адамов, учителем – Г.А. Качеров, помощником учителя – А. Качерова.

***            

          В 1880 году открылось народное училище, где обучалось 42 ученика, работало два учителя.

***           

В 1910 году иногородние на собственные средства в ст.Батуринской построили для своих детей школу. Она располагалась по улице Красной в турлучном здании (позже там был клуб). Заведующим этой школой был Самуил Васильевич Балка, батуряне -старожилы вспоминали его добрым словом, отмечая доброжелательность, интеллигентность учителя.

***     

          Позже, примерно в 1912-1913 годах в станице Батуринской было открыто двуклассное училище, что приравнивается к средней школе.

         В нынешнем Батуринском сельском округе на границе с Кореновским районом находится хутор Полтавский. В годы заселения  Кубани  запорожскими казаками, здесь поселились крестьяне из Полтавской области. Тысячи десятин земли, на которых поселились полтавчане, принадлежали казачьим офицерам Каменскому и Пискуну. Они жили на этои хуторе и сдавали  переселенцам землю в аренду. Долгое время на этом хуторе не было школы. Только в 1913 году открылась  первая государственная школа. Располагалась  она в простой крестьянской хате Никитенко Павла. Родители учеников платили за эксплуатацию здания. Было в школе два отделения, в которых обучалось по 10 - 15 человек.  Первым учителем этой школы был Чечетка Дмитрий Ильич, а позже  - Иван Михайлович Насыров.

    Станичные  и сельские школы соответствовали курсу    одноклассных училищ, в течение трех лет обучения они давали минимум элементарных познаний, а именно: основы веры и нравственности христианской, умение читать, писать и считать в пределах  четырех действий, а также   усвоения из книг для чтения полезных сведений. Более высокую степень в образовательной пирамиде того времени представляли двуклассные училища, курс которых был значительно объемнее. В него входило изучение географии России и соседних с ней государств, отечественной истории и некоторых сведений из естественных наук. Образование было доступно для детей  привилегированных  сословий: дворян, священников, купцов, городской знати и казаков, в чьих семьях молодые казаки должны были, согласно существующим правилам, выходить на военную службу элементарно грамотными (т.е. могли бы уметь читать и писать).

 

                                                        ***

   

                  В станице Новоджерелиевской была построена в 1909 году начальная школа имени Тараса Григорьевича Шевченко. Строили ее казаки на войсковые средства и обучались только дети казаков. В этой школе  было три класса. Первыми учителями были: Максим Карпович Катков и   супруги Елена  Степановна и Семен Васильевич  Черные. Многие житейские вопросы решали  на сходе граждан. Так  в Новоджерелиевской было принято решение о строительстве  еще одной  школы в западном районе станицы. В 1910 году здесь была построена Алексеевская школа с четырьмя классными комнатами. Имелся и  дом для учителя из четырех комнат. На приусадебном участке был посажен сад, а вокруг школьного здания были высажены  тополя. Жители станицы  до сих пор помнят  Ещенко Якова Григорьевича, заведующего этой школой. Немного позже в центре станицы было построено добротное кирпичное здание для Николаевской высше-начальной школы. В этой школе учились   только дети казаков в четвертом и  пятом классах; успевающие учащиеся переводились для продолжения учебы из Алексеевской и других школ в Николаевскую  высше-начальную школу, где изучали немецкий, французский и латинский языки, Закон Божий. В этом здании сейчас находится музей.

          Местные богачи  Чикин Меркурий Артемович и Каспаров  финансировали  строительство школы для иногородних. Ее здание даже выкрасили в другой цвет, чем казачьи. Построили и дом для учителей, а на школьном приусадебном участке посадили  сад.

          Недалеко от казачьего правления в станице Новоджерелиевской была открыта женская школа. С открытием пятого класса школа стала называться  «Новоджерелиеским  пятиклассным училищем». Первыми учителями этой школы   были супруги Лидия Ивановна и Максим Кириллович  Катьколовы, Наталья Григорьевна Бардиж, Константин Иванович Сривкин. Уроки  алгебры и  французского языка  преподавал сын священника Ефимов. Учебные занятия в школе  длились  до начала полевых работ. Дети участвовали в полевых работах, помогали своим родителям. Кроме того , девочки занимались рукоделием, а мальчики  осваивали плотницкое ремесло, плели корзины, рыбацкие сети.

                                                      *  *  *

              Первые сведения об учебных  заведениях станицы Переясловской   относятся к 1887 году. В архиве значится: «одно двухклассное сельское училище с числом учащихся 33, учительница - Анна Павловна Олейникова».

В 1887 году в станице было    мужское  училище с 60-ю учащимися, почетный блюститель  - купец В.Н. Завгольский, законоучитель - священник Прозоровский, учитель - Г.Н.Дедух. В этом же году открывается  церковно- приходская школа «Переясловская школа грамоты». Располагалась она в церковной сторожке.  Заведующим и законоучителем   был священник Прозоровский, учителем  - дьяк Слабодчиков.

               В  1914 году начало работать  Переясловское женское  училище. В  училище также преподавали  Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание и рукоделие. После окончания училища Екатеринодарское женское благотворительное общество выдавало свидетельства с оценками по всем  вышеуказанным предметам.

                   В училище вели занятия: в первом классе -  Е.К. Каракозова, во втором - Л.А. Агаркова, в третьем - Е.П. Одиштриевская. Рукоделие во всех классах  преподавала А.Ф. Кузенко. П.С. Довбыш  была заведующей рукодельным классом.  Заведующей    училищем  работала Е.К. Каракозова.

                  Детей иногородних, живших в северной части станицы Переясловской, в казачьи школы не принимали. Родители обратились к станичному  правлению с просьбой  построить школу, но средств было недостаточно, а станичное  правление на образование выделяло мизерную сумму (5,5% от общего капитала).

                 Школу строили всем миром на деньги купца  Ивана Тарасовича  Бибика. Купец был добрым, отзывчивым человеком, жил на улице Набережной, имел большой сад, пасеку. Ребятишек постоянно угощал медом. Школу открыли в 1914 году. Заведующим назначили Василия  Ивановича Чурсина, почетным блюстителем - Ивана Тарасовича Бибика. Купец же ко дню открытия школы подарил синюю ткань на шаровары и юбки ученикам. Можно только представить,  какую радость это вызвало у ребятни.

Станичное общество выделяло незначительные суммы на оплату труда учителей. Несмотря на трудности, Василий Иванович Чурсин  и его жена Мария Александровна продолжали работать в северной школе. Жили они тут же при школе. Поэтому можно сказать, что школа была их родным домом. Заботились они о ней, как добрые настоящие хозяева.

              До революции в школе обучалось до 100 человек с 1 по 4 класс. Мальчики учились 4 года, а девочки - год или два. Преподавание велось на украинском языке. По воскресеньям школа становилась культурным   центром, в ней устраивались чтения, выступали дети и учителя, создавались библиотеки. Тяга к образованию была велика.

              Школы и другие учебные заведения занимали важное место в жизни станиц. Во многих местах они являлись единственным очагом культуры, в них была сосредоточена общественная и культурная жизнь конца 19 - начала 20 веков.

                                                              * * *

                    Школьное дело ожило, но ушло еще недалеко от жизни суровой и примитивной. С учителем не церемонился ни сам смотритель училищ, ни войсковая администрация. Школьный же режим был суров. Учеников стегали, таскали за волосы, ставили голыми коленями на соль, горох, лишали обеда, сажали в карцер. Корень учения был очень горек. А вот розги в Черномории не применялись.

          Отношение населения к просвещению менялось медленно и постепенно. «Кубанские ведомости» в 1901 году писали о том времени, когда детей привлекали к занятиями в школе полицейскими методами: «придет, бывало, квартальный под окно к казаку и объявит ему вести сына в училище. Сколько слез, горя, сетований. В начале несчастный отец не менее несчастного сына старается от квартального откупиться при помощи магарыча, но видя, что дело не клеится, отправляется к станичному атаману, учителю. И был радешенек, что дело увенчалось успехом, то есть ему удалось хоть на год отсрочить, предотвратить столь крупное несчастье… Теперь, пишет газета, - не найдешь отца, который не желал хотя бы слабого просвещения своих детей». Количество  желающих учиться возрастало. Часто в занятиях отказывали из-за нехватки мест в школе.  Но большим тормозом было и то, что родители оставляли своих детей помогать по хозяйству, особенно в разгар полевых работ.

          Журнал «Школа и жизнь» в 1907 году сообщил, что «вопрос об аккуратном посещении учащимися школы неоднократно служил предметом обсуждения на станичных сходах…» В качестве мер, принимаемых в борьбе с этим злом, в станице Воронежской, например, постановили «взыскивать с родителей за каждый пропущенный день пять копеек»… А в станицах Васюринской, Дядьковской, Ахтырской – по десять копеек. Станичники Саратовской и Кореновской постановили: «За намерение уклониться от обучения детей в школе, подвергать родителей аресту от одного до пяти дней».

          Станица Чепигинская основана  в 1883 году как хутор Великовечный, в 1910 году преобразована в станицу Чепигинскую. Названа она так в честь Захария Чепеги – кошевого атамана Черноморского казачьего войска.

          Старожилы станицы рассказывают: «В 1910 году была построена деревянная церковь, ее первосвященник Николай Николаевич Мельников был законоучителем и заведующим церковно-приходской школой, которая была кирпичной, построена станичниками на средства прихода. Лес на строительство церкви и школы возили из-за Кубани, а песок и кирпич баржами, через Бриньковское гирло -–из города Мариуполя.

          Первый выпуск чепигинской церковно-приходской школы состоялся в 1909 году

          При советской власти, здесь была открыта начальная школа.

              История Лебяжьего Острова - это - прежде всего, история казачества, Екатерино-Лебяжской Свято-Николаевской общежительной  пустыни. Пустынью монастырь   назван потому,что возник в отдалении от крупных населенных пунктов, на двух небольших полуостровах, на северном берегу Лебяжьего лимана. Наименование свое пустынь получила  в память милостей, оказанных войску  Екатериной 11, и в честь глубоко чтимого  казачеством  святителя Николая. 24 июля 1786 года    последовал  высочайший  Указ Святейшему Синоду, в котором разрешалось устроить в Черномории  монашескую пустынь. Уже через несколько лет после открытия монастыря здесь возник  приют для 20 детей - сирот. Основная цель учреждения монашеской обители - благотворительная. В начале любой войны казаки, увечные и престарелые находили здесь приют, а затем  нашли приют и дети, оставшиеся без родителей. Екатерининская пустынь была  школой для всех желающих получить духовное звание. Многие  кубанские священники и дьячки начинали свое служение с Лебяжьего монастыря. Важное просветительское значение заключалось еще и в том, что  монастырь был тесно связан со  Свято-Ильинским монастырем на Старом Афоне, что не могло не отразиться на духовном облике и мировоззрении монашеской братии. В обители хранились бесценная ризница и библиотека.

 

                Начало ХХ века дало толчок к бурному развитию просвещения и уже в 1917 году оно было представлено в хуторах и станицах района следующим образом:

              Брюховецкая

              -  гимназия

                  -   церковно- приходская школа

                  -   три казачьих трехклассных школы

                  -   школа для  иногородних

                  -   школа грамоты на  Кугоейке

                  -   ремесленное училище

                 

                Новоджерелиевская

               -  георгиевская  начальная школа

                  -  алексеевская начальная школа

                  -  николаевская высше-начальная школа

                  -  женская школа

                  -  школа для иногородних

                  -  церковно - приходская школа

 

                 Батуринская

              -  двухклассное училище

                  -  казачья начальная школа

                  -  церковно-приходская школа

                  -  женская школа

                  -  школа для иногородних

 

               Переясловская

              - двухклассное училище

                  - казачья начальная школа

                  - церковно-приходское училище

                  - женская школа

                  - школа для и ногородних

 

                 х. Гарбузовая Балка

             -  хуторская церковно-приходская школа

                 х. Полтавский

             -  начальное училище

                Чепигинская

             -   церковно-приходская школа

               Лебяжий Остров

             -  Екатерининская пустынь - школа для всех желающих получить

                     духовное звания

                 -  детский приют на 20 мест 

          

Из рукописи Митрофана Трофимовича Потапова « История брюховецких школ                                    

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search