6+

Казачество

Мы рады приветствовать Вас на странице, посвящённом казакам и казачеству. Здесь Вы найдёте интересную информацию о Брюховецком казачьем обществе.

Казак, музыкант и певец

Судьбы наших замечательных земляков всегда будут нас интересовать.  Среди ярких и неординарных личностей, заслуживающих особого внимания, казак станицы Переясловской Митрофан Никитич Бибик. Прежде чем рассказать о человеке, внесшем большой вклад в развитие и становление Кубанского казачьего хора (войскового певческого хора) признаюсь, что первоначальный интерес возник у меня не к самому Митрофану Никитичу (про него мне ничего не было известно), а к его сыну,  станичному фельдшеру Льву Митрофановичу Бибику.

Первое упоминание о Льве Митрофановиче в метрических книгах относится к 27 марта 1889 года, когда фельдшер-урядник стал крестным Стефана Яковлевича Бибика. В 1895 году в 32-летнем возрасте он женился первым браком на казачке Екатерине Онуфриевне Тимченко. Из записей понятно, что Лев Митрофанович был образованным человеком, пользовался уважением и авторитетом в роду Бибиков, так как неоднократно становился крестным детей многочисленных родственников. Конечно, было интересно узнать,  в каком  из полков кубанского казачьего войска он служил.

По крупицам собирая информацию, удалось узнать, что сын казака станицы Переясловской Лев Митрофанович Бибик поступил в Екатеринодарскую школу фельдшеров. Поступил он туда на льготных условиях потому что его отец Митрофан Никитович Бибик имел высокие заслуги перед войском. После 4-х летнего обучения  в школе фельдшеров служил в 1-м Полтавском кошевого атамана Сидора Белого полку Кубанского казачьего войска. Выйдя на льготу служил фельдшером в станице Переясловской.  

 Где же отличился   Митрофан Никитович Бибик  и какие имел заслуги перед Кубанским войском? На этот вопрос, отвечает исторический труд есаула Ивана Ивановича Кияшко «Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811–1911 годы. 

Приведем выдержки из этого труда:

«В начале 1854 года, с ВЫСОЧАЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА соизволения, было объявлено, что все частные лица, имеющие хоры певчих и нуждающиеся в регентах, могут присылать для обучения на звание регентов учеников в Императорскую придворную певческую капеллу на следующих условиях: 1) присылаемые для приготовления в регенты должны быть не моложе 18 лет от роду и иметь о церковной нотной музыке некоторое понятие, 2) они должны быть снабжены приличной одеждой, скрипкой, камертоном и деньгами 30 руб. сер. на покупку нот, 3) за годичное обучение вносить плату в 30 руб. сер. Обучение регентов имеет три различных курса: меньший, средний и высший. Годичная оплата за каждый курс назначена следующая: за меньший — 30 р. сер., за средний — 150 р. сер. и за высший — 300 р. сер. Время, которое ученик должен пробыть в капелле, будет зависеть от его способностей и старания. Ввиду этого войско, по-прежнему заботясь об обеспечении певческого хора своими регентами, вновь возбудило свое ходатайство о посылке на счет войска в придворную капеллу двух певчих из войскового хора для приготовления в регенты, и, наконец, ходатайство это было удовлетворено. Военный Совет по представлению Командующего отдельным Кавказским корпусом разрешил отправить в Придворную капеллу двух человек для образования из них регентов.

14 марта 1855 года было предписано священнику Эрастову избрать из числа певчих двух человек, способных для предназначенной цели как в голосах, так и в здоровье, причем один должен быть тенор, а другой бас, но по неизвестным причинам посылка этих певчих затянулась на целых два года, и только в конце 1857 года были выбраны урядник ст. Елизаветинской Моисей Варфоломеев Терпилец и казак ст. Переяславской  Митрофан Никитин Бибик и отправлены в Петербург, куда они и прибыли 20 января 1858 года.

В 1859 году урядник Терпилец и казак Бибик, командированные в Придворную певческую капеллу для приготовления в регенты, окончили свое образование с успехом, и им были выданы аттестаты 2 разряда.

Наказного Атамана генерал Кусаков, ввиду окончания Терпильцем и Бибиком курса, признавая теперь излишним нанимать постороннего регента для управления певческим хором, предложил Войсковому Правлению допустить урядника Терпильца к исправлению должности регента Войскового хора, а священника Эрастова вовсе уволить от этой должности.

2 ноября 1859 г. урядник Терпилец принял в свое управление хор, а    помощником к нему назначен был окончивший вместе с ним курс казак Митрофан Бибик.

Вскоре новым регентом певчего хора стал учитель пения Московского Синодального хора Михаил Лебедев.

Труды, положенные Лебедевым на усовершенствование певческого хора, были очень велики и немаловажны; нередко по целым дням он бился с хором, чтобы достигнуть возможно более совершенного исполнения какого‑нибудь песнопения.

Много также помогал ему в этом деле и помощник его урядник Митрофан Бибик, который, зная отлично ноты, служил большой помощью регенту, в особенности при обучении поступающих в хор мальчиков и даже взрослых, большею частью совершенно неграмотных.

Подобная неутомимая и самоотверженная работа не могла не обратить на себя внимания войскового начальства, и регент Лебедев был удостоен ВЫСОЧАЙШЕЙ награды пожалованием ему ордена Св. Станислава 3–й степени, а урядник Бибик единовременной денежной награды в 100 рублей.

Хор был поставлен великолепно, и за время управления им регента Лебедева о нем можно было отзываться только с похвалой.

Лебедев после себя оставил несколько рукописных духовно — музыкальных и светских собственных сочинений (канты).

Урядник же Бибик оставил после себя сборник рукописных народных, по преимуществу, кубанских песен, в гармонизации того времени».

 

В придворной капелле

О Митрофане Никитиче Бибике рассказал в своем труде «Войсковой певческий хор» кубанский исследователь-музыковед Степан Иванович Еременко. Он подробнее описал время пребывания молодого Митрофана Бибика в Санкт-Петербурге:

«…В период обучения посланцев далекой Кубани на регентских курсах управляющим и руководителем Придворной капеллы был известный скрипач и композитор А. Ф. Львов. По его инициативе мальчиков капеллы стали обучать игре на оркестровых музыкальных инструментах. Наряду с теоретическими знаниями и практическими навыками учащиеся имели возможность знакомиться с произведениями крупной формы в исполнении капеллы и других хоровых коллективов столицы.

Известно, что Придворная капелла давала ежегодно два - три открытых концерта хоровой музыки. Терпилец и Бибик впервые услышали в ее исполнении оратории «Времена года», «Сотворение мира» Гайдна, «Реквием» Моцарта, «Оду к радости» из 9-й симфонии Бетховена, ряд месс Керубини, хоровые концерты Бортнянского и Березовского. Памятным для них событием было открытие в 1858 году Исаакиевского собора, на котором под управлением А. Львова выступил тысячный хор во главе с Придворной капеллой и хором регентских курсов. В этом грандиозном богослужении — молебне интонационно чисто и стройно были исполнены сложные восьмиголосные композиции с соблюдением ярких динамических оттенков и темповых отклонений.

Тесным и плодотворным для молодых кубанцев было общение с замечательными хоровыми дирижерами и педагогами капеллы Г. Ломакиным и П. Воротниковым. Вполне вероятно также, что наши земляки неоднократно слышали превосходное пение знаменитой капеллы графа Д. Шереметева, дирижером которой был их любимый учитель и друг молодежи Гавриил Якимович Ломакин.

Во всяком случае, вернулись они в Екатеринодар наполненными яркими впечатлениями столичной музыкальной жизни и с аттестатами регентов второго разряда. Встреча была радостной, волнующей. Расспросам и рассказам не было конца. А потом началась нелегкая хормейстерская работа М. Терпильца в качестве руководителя войскового хора и М. Бибика — как его помощника. За сравнительно короткий срок молодым регентам удалось улучшить общую дисциплину в хоре и качество звучания. В письме к директору Придворной капеллы от 28 июня 1860 года генерал Кусаков отмечал, что певческий хор «значительно улучшился в отношении метода пения», но для дальнейшего совершенствования его мастерства желательно расширить репертуарные возможности коллектива. И в конце сентября этого же года руководство капеллы переслало войсковому хору целый ряд хоровых партитур как светского, так и духовного содержания…»

Заключение

 За интересной творческой судьбой Митрофана Никитича была и чисто человеческая судьба, о которой могут поведать только его потомки. В метрических книгах станицы Переясловской есть данные только об одном его сыне, Льве Митрофановиче, но наверняка у него были  еще дети, которые родились и жили в Екатеринодаре. Вероятно, в Краснодаре и в станице Переясловской  сегодня здравствуют его потомки. Это предположение усиливается тем, что у Льва Митрофановича в разные годы родились дети, Михаил 1902 года рождения, Лука 14 октября 1905 года рождения, дочь Мария 27 марта 1908 года рождения, сын Александр 5 октября 1910 года рождения. Такая же генеалогическая ветвь вполне возможно есть и в Краснодаре.

В ходе исследований возникли вопросы, на которые сложно и одновременно просто ответить. Например, почему имя Митрофана Никитовича Бибика не является примером гордости для его земляков? Почему бы не присвоить его имя брюховецкой музыкальной школе? Но главное, что удивляет и восхищает, как в станице Переясловской появился такой талантливый юноша, обладающий  великолепным голосом и музыкальными способностями?

Вот какой выдающийся человек был в роду Бибиков! Землякам есть, кем гордиться и есть над чем подумать в плане увековечивания в родной станице памяти знаменитого певца и музыканта. И перед исследователями также открывается непочатый край работы по дальнейшему поиску и изучению творческого наследия Митрофана Бибика. 

 

Таймураз Бежаев

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search