6+

Православие

Мы рады приветствовать Вас на православной странице нашего сайта. Здесь вы найдёте интересную информацию о духовенстве станицы Брюховецкой о его прошлом и настоящем.

Духовенство и Первая мировая война

События, происходившие в станице Брюховецкой в период  первой мировой, остаются пока в тени, других событий двадцатого века. Большинство, статей, и устных рассказов  о забытой войне не носят конкретный характер. И это не удивительно, потому что, начиная с февраля 1917 года, когда власть в России перешла к  Временному правительству, а за тем и после Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики, было не до мемуаров. Многие офицеры эмигрировали за границу, а оставшиеся  в Советской России предпочитали молчать о своём участии в  войне.

 На сегодняшний день известны имена 185 жителей станицы Брюховецкой, которые ушли на фронт в первый год войны. Более 15 из них погибли, многие ранены и получили серьёзные заболевания. Конечно, в ходе всей войны призванных из станицы Брюховецкой было больше, но их имена пока не выявлены.   Мало что известно и о священнослужителях, которые служили в каждом полку в каждом батальоне. Совершали подвиги, поднимая воинов в атаку за святую Русь. Многие из них погибли, многие как священник станицы Брюховецкой Александр Воинов вернулись с войны и продолжали свою пастырскую деятельность.

В воскресенье 1 августа 1914 года (19 июля по старому стилю) Германия объявила войну России. 4 августа (22 июля по старому стилю)  Преосвященным Епископом Иоанном в Екатеринодарском Александро-Невской соборе была совершена Божественная литургия. За литургией рукоположен в сан иеродиакона монах Екатерино-Лебяжской пустыни Кесарей.

 После литургии на соборной площади был отслужен молебен о даровании русскому воинству победы над врагами, с положенным многолетием. Пред молебном  Его Преосвященством был прочитан Высочайший манифест об объявлении войны Германией. По прочтении манифеста Преосвященным была сказана речь, в которой он призвал: «Встать как один человек, на защиту своего достоинства и, прав наших братьев ».

6 августа (старый стиль) в  Александро-Невском соборе города Екатеринодара в  день Преображения Господня    Преосвященнейший Епископ Иоанн  в час  дня отслужил напутственный молебен по случаю отправления отряда сестёр Милосердия Кубанской общины на театр военных действий. После молебна он обратился с речью к уезжающим на фронт сёстрам милосердия.[1] Эти строки говорят об участии духовенства Кубанской области в выполнении мобилизационных планов кубанского казачьего войска. О  роли духовенства  в укреплении воинского духа говорит и текст  памятки для православного воинства, который  был опубликован в епархиальных ведомостях и распространён среди солдат действующей армии. Познакомимся и мы с этим документом.

«Как православный русский воин должен готовиться к бою» 

« Готовясь вступить в бой, каждый православный русский воин должен утвердиться в той мысли, что ему предстоит защищать Веру, Царя и Отечество, драгоценные русской душе сокровища. Слово же Божье учит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Это наставление Господа нашего, применённое к  воинам, обязывает их не только памятовать о воинском долге, но и сердечно расположить себя к наилучшему выполнению его. Никакого дела, даже повседневного, не следует начинать без молитвы. Тем более необходима молитва пред делом столь важным, как сражение, и молитва особенно горячая, глубоко-сердечная.

О чем следует молиться воину? О том, чтобы Господь помог ему честно и грозно совершить предстоящее дело, наполнил сердце его мужеством, даровал силы душевные, подкрепил силы телесные, не допустил до малодушия, сохранил жизнь, и здравие среди тени смертной. Так молились многие доблестные воины земли Русской, и Господь творил по молитве их. Великому князю Андрею Боголюбскому, войска которого не начинали сражения без молитвы, Господь даровал многочисленные победы над болгарами.

Великий князь Димитрий Иоаннович усердно молился перед походом на татар, и Господь прославил русское оружие на поле Куликовом. С молитвою приступили войска князя Пожарского к освобождению русской земли от инородцев, и Господ укрепил защитников отечества. Воины, участвовавшие в боях, по личному опыту знают, какую великую силу имеет молитва, какую бодрость душевную придаёт она молящемуся, могут эти воины засвидетельствовать и о том, что молитва сохраняла их в таких обстоятельствах, где не представлялось надежды на спасение.

 Вспомним доблестного участника Крымской войны, графа Остена-Сакена, который, становясь лицом к лицу со смертью, всегда читал псалом Давида: „Живи в помощи Вышнего"... И этот христолюбивый воин, участвовавший более чем в ста сражениях, ни разу не был ранен. Известно, что псалом Давида  в 1812 г., в минуты душевного ослабления Императора Александра Благословенного, подкрепил его в намерении мужественно бороться с Наполеоном. Известно также, что и в наши дни боевые люди твердо веруют, что чтение этого псалма спасает в битвах от смерти.

Итак, молитва пред боем да будет духовным оружием православного русского воина. Так, приготовив себя к бою, воин должен без колебания и сомнения исполнить, чего требует от него долг службы. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих, не надёжен и воин нерешительный, а тем более робкий. Чувство страха свойственно обыкновенно тому, кто чрезмерно любить себя и своё личное благополучие. Основание же воинской доблести есть самоотвержение во имя любви к тому, на защиту чего ополчается воин. А ополчается он за Веру, Царя и Отечество. Если он искренно всею душою любит эти сокровища, то в душе его уже нет места страху. Каждому из нас, личный опыт и примеры исторической жизни государств и  народов свидетельствуют, что много славных и решительных дел совершалось и совершается мужеством.

 Кому неизвестно, что в боях храбрые и впереди всех нередко остаются живы и невредимы, а робких и позади убивают? Наши славные предки даже пословицу сложили: „Смелым Бог владеет". По христианскому убеждению, течение дел человеческих управляется Промыслом Божьим. Посему каждому христианину следует исполнять свои долг, вверяя себя засим воле Божьей. Относится это и до мирного гражданина, относится и до воина. Кто же твердо надеется на Господа, тот уже не испытывает страха. „Если я пойду и долиною смертною тени, не убоюсь зла, потому, что Ты со мною“ (Псал. 22, 4). Иди же смело и храбро в бой, воин-христианин, за Веру, Царя и Отечество, имея на устах всегда молитву, и Господь поможет и спасёт тебя».[1]

Священники-воины 

Духовенство не ограничивалась молебнами, и напутственными речами  в адрес воинов. Хотя по сути своей, молебен и обращение епископа, для  солдата который вскоре встретится лицом к лицу со смертью,  было важным обстоятельством. Солдат вверял свою судьбу богу, в нем укреплялся дух и вера в победу. Священники Кубанской области и Ставропольской губернии, объединенные в единую епархию, приняли непосредственное участие и в боевых действиях на фронтах мировой войны. Мобилизационные планы священства, на случай войны Ставропольской епархией были подготовлены ещё в 1910¬-1911  году. Епархиальной властью  было решено  определить  по жребию  13 священнослужителей, которые  в случае войны первую очередь будут призваны в армию. Право участия в жеребьёвке было предоставлено преимущественно монашествующему священству, поэтому в ряду  1З-ти священнослужителей значились 9 иеромонахов и 4 священника которые  и  были  мобилизованным  в  войска для несения пастырских обязанностей в августе 1914 года.

Ими были: 

Иеромонах Ставропольского Архиерейского дома Серафим назначенный в 7 Кубанский пластунский батальон; иеромонах Екатерино-Лебяжской пустыни Анатолий в 13 Кубанский пластунский батальон;

 Иеромонах Михайловской пустыни Илларион в  8 Кубанский Пластунский батальон, иеромонах Михайловской пустыни Фотий в  9 Кубанский пластунский батальон;

 Иеромонах Ставропольского Архиерейского Дома  Макарий в 11 Кубанский пластунский батальон;

 Иеромонах  Екатерино-Лебяжской пустыни Модест в 17 Кубанский пластунский батальон;

 Иеромонах Казанского монастыря Вениамин в 18 Кубанский пластунский батальон; 

Иеромонах Воскресенского монастыря Александр в полевой запасный госпиталь № 369.

Из числа белого духовенства были мобилизованы:

Священник станицы Костромской, Кубанской области, Стефан Дмитриев в 14 Кубанский пластунский батальон;

 Священник села Горькобалковскаго, Ставропольской губернии, Василей Богданов в 15 Кубанский пластунский батальон;

 Священник станицы Полтавской, Кубанской области, Иоанн Ястребов в 10 Кубанский пластунский батальон;

 Священник станицы Воздвиженской, Кубанской области, Михаил Макарьев в 16  Кубанский пластунский батальон;

 Священник станицы Попутной, Кубанской области Леонид Вишневский в 12 Кубанский пластунский батальон.

Известно, что во всех перечисленных пластунских батальонах служили казаки станицы Брюховецкой. Поэтому названные священники были в трудное время рядом с прадедами ныне живущих в станице потомков солдат Первой мировой войны.

Кроме  мобилизованных по жребию добровольцами  в первый год войны ушли  в армию и флот для исполнения пастырских обязанностей более 20 священников епархии. В том числе священник станицы Запорожской  Пётр Любомудров, который был назначен священником на крейсер «Аврора» и   будущий  священник Брюховецкой  Спасо-Преображенской  церкви, а тогда  священник станицы Тимашевской  Александр Воинов. Он служил в 1  лазарете  2  пехотной дивизии. За священнослужителями, назначенными по мобилизационному расписанию в военно-врачебные и вновь сформированные части, сохранялись занимаемые ими по епархиальной службе должности, с присвоенным последним содержанием.

 

На снимке: Офицеры 16 кубанского пластунского батальона. Первый слева   священник станицы Воздвиженской, Кубанской области, Михаил Макарьев.     

 

                  (отрывок из книги «Колокола Благочестия»)

 

 Автор Таймураз Бежаев                 

 

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search