Как известно, нынешнее местонахождения Брюховецкого куреня – третье по счету. После пяти лет нахождения по соседству Ирклиевского и Брюховецкого куреня, в 1800 (по другим источникам в 1799) году Ирклиевский курень переселяется на пять километров ниже течения реки Бейсуг. На другое место переселяется и Брюховецкий курень. Общая церковь двух куреней остается в Ирклиевском курене.
Конечно, промежуток между 1800 годом и 1803-м для Брюховецкого куреня не был жизнью без церкви и веры. Казаки многих куренных селений устраивали временные, разборные церкви, так поступили и жители Брюховецкого куреня. В своей статье «От куреня до станицы Брюховецкой» краевед Александр Григорьевич Шеремет пишет: «В декабре 1801 года, по Указу Императора Александра I из Святейшего Правительствующего Синода, в Брюховецком курене было разрешено построить деревянную церковь…».
Эту информацию подкрепляет и расширяет Александр Владимирович Селиверстов в книге «Все храмы края». Вот что он пишет: «В 1800 году, после того, как Ирклиевский курень отселился от Малого Бейсужка, брюховчане подали в консисторию прошение о постройке собственной деревянной церкви во имя Преображения Господня, для чего «на первый случай» собрали 500 рублей и обязывались в дальнейшем «всякой по своему состоянию, сколько могтимуть да помогать, как деньгами, так и хлебом».
В то время брюховчан, по-прежнему относившихся к Покровскому приходу Ирклиевского куреня, который находился уже в 55 верстах от Брюховецкого, собирались отчислить от Ирклиевки и приписать к Березанской Крестовоздвиженской церкви, отстоявшей немного ближе, в 45 верстах, а значит, необходимость возведения собственной церкви была действительно очевидной.
Этот храм на Малом Бейсужке, видимо, так и не был построен. Сначала в постройке было отказано, так как «высочайшим указом запрещено строить деревянные церкви». Потом, когда брюховчане, уже издержавшие на покупку леса 1200 рублей, объяснили властям, что в их краях «самородного камня нет вовсе и кирпич жечь по причине скудности леса нечем, да и земля тамо по жидкости своей к тому неспособна», строительство разрешили.
Но это случилось в декабре 1801 года, а уже в 1803 году Брюховецкий курень находился при впадении Левого Бейсужка в Бейсуг.
Согласно архивным данным, церковный приход там, где и сегодня находится станица Брюховецкая, возник в том же 1803 году, то есть сразу по переезду куреня на его настоящее место жизни». «Первое известное упоминание уже существующей в Брюховецком курене церкви во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Преображения, датируется 1809 годом.
Согласно формулярной ведомости за указанный год, эта церковь была деревянной, крепкой, «ризницей достаточной», для служб в ней использовались серебряные вызолоченные сосуды. В 1819 году заботами священника Антония Воскобойникова обветшавшую крышу храма заменили на новую, а к зданию храма «в рассуждении умножавшегося количества прихожан» приделали с двух сторон соразмерные приделы». Это соответствует и официальной информации, имеющейся в справочнике по Ставропольской Епархии от 1911 года, в котором указано, что церковные документы в Брюховецкой церкви ведутся с 1804 года. Начало делопроизводства зачастую отстает от самого дела, поэтому 1803 год и будет годом строительства первой церкви на сегодняшней территории станицы Брюховецкой.
Наличие церкви оказывало благоприятное влияние на увеличение населения куреня. Новые переселенцы, прибывающие на Кубань в основном из Екатеринославской, Полтавской, Черниговской, Харьковской областей стремились жить в тех куренях, где существовали церкви. Потому что для казака жизнь без крещения детей, брак без венчания и отпевания умерших были не угодны богу.
У нас нет документального подтверждения, но народная молва из поколения в поколение передает, что первая брюховецкая церковь была построена на высоком берегу реки (ул. Береговая). Скорее всего, это место было так же в районе нынешнего парка. Эта гипотеза имеет право на существование, потому что, представляя себе расположение первых домов в Брюховецком курене, понимаешь, что это благоприятное для храма место. Рядом курган, имеющий на то время стратегическую функцию с точки зрения безопасности жителей куреня. В ту пору церкви располагались в простых домах, не отличались красивым внутренним и внешним убранством, но свое предназначение выполняли.
Ф.А.Щербина, касаясь этой темы, писал: «Протоирей Россинский искренне считал, что красивое внутреннее и внешнее убранство храма оказывает определенное воздействие на человека, заставляет его задуматься о своём бытии и способствует лучшему восприятию проповеди, отец Кирилл Россинский много внимания уделял церковному строительству. Протоиерей считал: Божий храм должен иметь свое здание, а не располагаться в обычном доме». Но только через 25 лет после смерти протоирея Россинского такая девятиглавая церковь будет построена и в станице Брюховецкой…
Автор: Таймураз Бежаев
Продолжение следует.