С не меньшей страстью людская молва передает легенды и мифы, о несметных богатствах которыми располагала Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь. Читая историю монастыря, написанную ее настоятелем архимандритом Самуилом, невольно соглашаешься с этими народными преданиями. Монастырь действительно был богат.
Но богат своей церковной утварью и богослужебными книгами. И этот факт достоин особого внимания. Первый и единственный в то время мужской монастырь на Кубани стал предметом особого внимания всего войска. А, впрочем, давайте узнаем, как об этом писал Архимандрит Самуил:
«Боголюбивое войско Черноморских казаков, всеми мерами содействуя настоятелям пустыни благоустроить здания, не переставало заботиться и о том, чтобы Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь обладала не менее драгоценною утварью, как и Межигорский Николаевский монастырь. Еще когда наполовину был устроен новый соборный каменный храм, войсковое начальство писало в Священный Синод:
«Фельдмаршалом Князем Потёмкиным забраны церковные сечевые и монастырские утвари, а как те утвари сечевые—все собственные того войска (Черноморского) и к монастырским утварям (Межигорскаго монастыря) то войско было вкладчиком. Ныне же сооружает войско в кошевом городе Екатеринодаре и куренных селениях Божии храмы и монашескую пустынь, то просим отдать войску всю эту утварь».
Вследствие такой просьбы, часть утвари и ризницы, хранившейся в Невском монастыре, переданы были атаману Котляревскому в 1798 году. О другой части утвари, хранившейся в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, в 1796 году ходатайствовал генерал-фельдцейхмейстер граф Зубов, дабы передана она была в Черноморье. После разных сношений, указом Св. Синода от 6-го октября 1803 года, предписано Новороссийскому Митрополиту Гавриилу отдать всю утварь, ризницу и книги бывшего Межигорскаго монастыря в новозаведенный черноморский монастырь, за исключением книг на латинском языке, отданных еще Архиепископом Амвросием в Екатеринославскую семинарию. После сего собственность сечи и бывшего Межигорья частью роздана была по храмам войска, коих было до 29, а значительная часть поступила в новую пустынь. Черноморское войско, бывшее сечевое, весьма обрадовано было тем, что любимая им древняя Межигорская обитель переселилась теперь со своею святынею в новые его поселения и отдана в новую пустынь. Вследствие сказанного распоряжения пустынь обогатилась многими драгоценными вещами из упразднённого Межигорскаго Николаевского монастыря. Из них достойны внимания следующие:
1) Серебряный вызолоченный сосуд, с надписью внутри поддона: „1753 года, сия чаша, дискос и звезда К. М. М. сделана коштом иеромонаха Феодорита". Дискос со словами на подножии: «За благословлением о. архимандрита Арсения Бирла сделан сей дискос для монастыря Спасского Межигорскаго в г. 1725 февраля 26 дня",
2) Напрестольный крест серебряный с поддоном в 15 фунтов, с надписью: „Сей крест создал отец Григорий, священник церкви св. м. Параскевы в Любечи для монастыря Межигорскаго с женою своею Харетиною, за отпущение грехов".
3) Два креста кипарисных, оправленные серебряными подставками; на поддоне одного надпись: „Крест отмнил (т. е. дал по обету) казак Поповическаго куреня Софроний 1769 года в Межигорский монастырь: „ На поддоне другого сказано: „сей крест отмнил в Межигорский монастырь казак куреня Батуринского Тимофей Острый".
4) Два креста серебряных, оба с ручками, и на ручках одна и та же надпись: „Сей крест сооружен поручиком Семеном Белым".
5) Из четырех митр Межигорскаго монастыря одна оценена в 2200 руб. серебром; она красного бархата, на ней 16 серебряных блях с таким же обручем и кроме того, она не скудно украшена жемчугом и дорогими камнями. На ободке её имеется чеканная надпись „1711 года Божьею милостью смиренный Авраам Косовский, Епископ Иркутский и Нерчинский и Даурской страны, из Межигорья".
6) Наперсный крест с рубинами и бриллиантами, и другой вызолоченный с финифтью и с надписью: „Крест сей устроен монастырю Межигорскому, в бытность архимандрита Герасима Завадского 1744 года".
7) Риза красного бархата с золотыми травами; на оплечья вышиты золотом и серебром лик Спасителя и несколько ликов святых. На ней шитые слова: „ 1625 году эту ризу передал раб Божий Григорий Дос, в обитель Межигорскую при игумене Комментарии".
8) Риза красного штофа с золотыми и шелковыми травами; на оплечье красного бархата вышито золотом и серебром Преображение Господне. Надпись шитая: „Помяни Господи раба своего Кондратия и рабу свою Меланью и чад их; кошту Яна Настича, року 1661. М. А. Z. „
Перечисленная церковная утварь действительно была бесценной как по содержанию своему, так и по духовной ценности. Почти все перечисленное бесследно исчезло после разорения Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни. В следующем материале мы вам расскажем о ценных Богослужебных книгах, которые были в пустыне, а еще раньше принадлежали Межигорскому монастырю.
Продолжение следует
Материал подготовил Таймураз Бежаев