В центре станицы Брюховецкой в тени деревьев стоит особняк, к которому вот уже более века привлечено внимание жителей станицы. Этот дом принадлежал врачу, коллежскому советнику, отставному полковнику медицинской службы Кубанского казачьего войска, потомственному дворянину Василию Георгиевичу Забора.
Василий Георгиевич родился в Кубанской области. Точное место его рождения неизвестно. Он учился в Киевском университете св. Владимира из которого в 1878 году был отчислен из-за участия в народническом кружке «Черноморцы», костяк которого составляли кубанцы: Алексей Афанасьевич Крикливый, Василий Григорьевич Забора и Антонин Алексеевич Апостолов. В Киеве они жили на общей квартире в доме Домбровского на Жилянской улице, где происходили собрания учащейся молодежи. Участники кружка вели пропаганду среди крестьян, уезжая на каникулы на родину.
Василий Забора принимал участие в студенческих беспорядках по поводу ареста в марте 1878 г. студента Н. Подольского и был уволен из университета с лишением права поступить в течение двух лет в другие высшие учебные заведения. Он принял активное участие в движении «хождение в народ», ведя пропаганду среди крестьян. Впоследствии Алексею Крикливому и Василию Заборе удалось закончить университет, и они вели врачебную деятельность в Кубанской области. Известно, что в 1883 году лекарь Василий Забора был назначен уездным врачом Закубанского уезда, административный центр которого находился в Горячем ключе. К этому времени он уже был женат на дочери Самуила Васильевича Месяцева, брата известного в станице помещика Фрола Васильевича Месяцева, и имел трех сыновей.
Его друг и единомышленник Алексей Крикливый служил старшим врачом 154-го пехотного полка в Карской области, а затем старшим врачом Баталпашинского отдела ККВ.
Архивные материалы говорят о том, что в 1891 году коллежский асессор (приравнивается к званию майора) Василий Забора служил младшим врачом Ейского отдела ККВ. Затем он в чине коллежского советника (полковник) служил старшим врачом Кавказского отдела ККВ. В этот период опять прослеживаются контакты со своим сокурсником Алексеем Крикливым. Полковник Забора в 1902 году стал старшим врачом Баталпашинского отдела, а полковник Крикливый, наоборот, перешел на ту же должность с Баталпашинского в Кавказский отдел. Имя врача-ученного Алексея Крикливого было широко известно в Кубанской области.
В отставку В.Г. Забора ушел в 1903 году и начал работать вольнопрактикующим врачом в станице Брюховецкой, где все это время жила его семья. Первое упоминание о семье врача в метрических книгах станицы Брюховецкой относятся к 1891 году. Это факт дает основание предположить, что постоянным местом жительства семьи все же была станица Брюховецкая.
Есть различные мнения по поводу того, кто построил этот особняк. Как видим, врач Забора был зажиточным человеком и в состоянии был построить этот особняк. Но недавно в музее была посетительница из города Краснодара, восстанавливающая свою родословную. Так она утверждала, что этот дом первоначально принадлежал другому знаменитому в войске полковнику Камянскому, который продал его врачу Заборе. Вполне возможно, что здание построено на средства Кубанского казачьего войска как больница. По архивным данным в 1905 году в станице Брюховецкой функционировала больница на 8 коек, где лечились казаки войска.
Если внимательно присмотреться к архитектуре здания, в частности к кирпичной кладке, то заметны интересные фрагменты кладки в виде капли над лепестками какого-то растения, растущего в горшочке. Возможно, в конце 19 века, когда было построено это здание, такой орнамент символизировал жизнь, а может и здравоохранение. Но все это только предположения.
По имеющимся сведениям Василий Георгиевич вел врачебную практику вплоть до революции 1917 года. Период его жизни в советское время нам, к сожалению, неизвестен. Что было в этом доме сразу после революции, тоже установить не удалось, скорее всего, продолжала до какого-то времени функционировать больница. Нам известно по воспоминаниям бывшего председателя Брюховецкого станичного совета Сербиненко, что в тридцать втором году в этом здании размещался районный комитет ВКП (б). Вход в дом еще в 1986 году украшал уникальный кованый козырек, который сегодня установлен над входом в наш историко-краеведческий музей.
Кстати, музей располагает интересной информацией о том, что именно в этом здании Лазарь Каганович, ответственный за продразвёрстку в Кубанской области, провел совещание «тройки», где решились судьбы некоторых руководителей района. Здесь же был и районный комитет комсомола, а потом и другие советские учреждения.
Врачи Брюховецкой санитарно-врачебной станции 1922 год. 2-й справа сидит аптекарь Забора
+Закончим рассказ о здании и попробуем поближе, на сколько это возможно спустя более ста лет, познакомиться с семьей Василия Георгиевича, которая жила в этом доме. Доктор Забора, может и зажиточно жил, но не счастливо. У Василия Георгиевича и его супруги Марии Самуиловны было шестеро детей. Их первенцем был сын (имя не выясняется), потом были близнецы Григорий и Дмитрий, которые родились в 1882 году. Позже семья врача пополнилась еще тремя дочерями, которых звали Ксения, Елена и Екатерина. Судьба не была благосклонна к Василию Георгиевичу. Сначала 18 июня и 1 июля 1891 от кори и гриппа умирают 5 летняя Ксения и Катя, которой было всего 7 месяцев от роду.1895 году в возрасте 37 лет умерла и жена врача Мария. Но на этом несчастия семьи не закончились. В июле 1903 года и марте 1904 года не стало взрослых сыновей Василия Георгиевича - Григория и Дмитрия, которые болели туберкулезом легких. Василий Георгиевич остался с сыном и дочерью Еленой, для которой по имеющимся в музее сведениям, в начале века он открыл аптеку, которая находилась на месте нынешнего административного здания Брюховецкого сельского поселения. После революции 1917 года аптека была уже в доме врача Заборы, и судя по сохранившейся фотографии 1922 года, аптекарем был сын Василия Георгиевича.
Таймураз Бежаев.