У наших улиц, как и у людей, своя судьба, свое имя. Они сохраняют память о тех или иных событиях, известных личностях и многом другом, чем богата наша история. Мы относимся к названиям улиц, как к чему-то данному раз и навсегда, но в реальной жизни они могут переименовываться многократно.
Этот дом стоял на улице Пролетарской рядом с магазином «Амела-2»
+Связано это, конечно, с тем, что время не стоит на месте, история движется вперед, а значит, на смену старому приходит новое. Это новое и отражается в названиях улиц, призванных оставить в памяти людей важные знания.
К сожалению, через десятилетия многие люди уже не могут вспомнить, почему улица, на которой они живут, или какая-либо другая носит такое название.
Сегодня мы мысленно пройдемся по улицам и переулкам станицы Брюховецкой и вспомним их названия, а заодно и историю нашей малой родины и страны.
Улица Красная
+Более двух десятков станичных улиц и переулков из общего числа 116, носят имена революционеров и лидеров коммунистического движения, не связанных напрямую с историей станицы. К примеру, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Надежда Крупская, Георгий Димитров, Серго Орджоникидзе - это известные в стране личности, и увековечить их имена для руководства страны представлялось важным, потому что это было частью идеологического и патриотического воспитания советских людей.
В дореволюционной Брюховецкой только несколько улиц имели официальные названия. К примеру, улица Красная. Она есть практически в каждом крупном населенном пункте не только на Кубани, но и в целом по стране. Так с давних времен называли самую красивую улицу.
Адресной когда-то была нынешняя улица Октябрьская. Такое название она получила, возможно, потому, что на этой улице находилась почтово-телеграфная контора, в которой имелись адресные книги начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи, начиная с 1891 года.
Бывший магазин купца Кирищеева
+Улицу, которая вела на Базарную площадь, называли Базарной, сейчас это улица Ленина. Несколько кубанских станиц, в том числе и Брюховецкая, были определены центрами ярмарочной торговли. С 1863 года в станице три раза в год проходили десятидневные ярмарки. С 9 марта Сыропустная, Успенская - с 15 августа, Лукинская - с 18 октября. На эти ярмарки съезжались из других станиц и даже из Донской области. Ярмарка занимала территорию сегодняшнего брюховецкого рынка, стадиона, и за улицей закрепилось название Ярмарочная (Кирова).
Была в станице и улица Аптечная (Тимофеева). До 1920 года, а может, и после, на углу Адресной и Аптечной располагалась вольная аптека Николая Дмитриевича Глебова. Остальные улицы так же имели народные названия: Выгонная,Беспутная балка, Вокзальная, Казачья, Тоннельная, Береговая, Дидовская. Эти названия являлись своеобразной характеристикой улиц и сохранили свои имена до наших дней, кроме Беспутной балки и Дидовской.
Демонстрация трудящихся района.ул.Красная. 1961 год
+Первая попытка переименовать станичные улицы была сделана после того, как 7 ноября 1920 года в Екатеринодаре на торжественном заседании, посвященном 3-й годовщине Октября, было принято решение о переименовании центральных улиц городов и станиц Кубани. Так появились в нашей станице улицы имени Ленина, Карла Маркса, Энгельса, Советская, Октябрьская, Красноармейская, Пролетарская, Коммунаров, Николая Тимофеева, Демьяна Чернявского,Стаханова.
В 30-е годы во второй раз прошли крупные переименования улиц в нашей станице. Появились улицы имени крупных военачальников и государственных деятелей и даже рабочих, передовиков производства. Среди них - имени Иосифа Сталина, Семена Буденного,Климента Ворошилова, Надежды Крупской, Сергея Кирова, Дмитрия Фурманова, Пионерская,Михаила Калинина.
В станице появились улицы имени Максима Литвинова (в ходе опроса жителей оказалось, что взрослые не знают, что это советский дипломат и государственный деятель, а дети сказали, что это депутат ЗСК Григорий Литвинов, который учился в их школе № 3), Анатолия Луначарского (первый народный комиссар просвещения России); Вячеслава Молотова (народный комиссар иностранных дел СССР); Семена Буденного, (маршала Советского Союза); Михаила Ковалева (генерал- полковника, уроженца станицы Брюховецкой); Валерия Чкалова (летчика- испытателя, Героя Советского Союза); Алексея Стаханова (шахтёра, основоположника стахановского движения, Героя Соцтруда сечас это улица Выгонная),Александра Пархоменко (героя Гражданской войны).
В этот же период улицы получили имена известных русских и советских писателей - Александра Пушкина, Николая Гоголя, Льва Толстого, Владимира Маяковского, Максима Горького.
Интересен пример переименования улицы Чапаева, ранее - Запорожской. Толчком к присвоению улице имени легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева, послужил вышедший в 1934 году фильм «Чапаев». А когда в 1937 году готовились отметить 50-летие со дня рождения Василия Чапаева, ветераны Чапаевской дивизии вышли с предложением назвать улицу его именем. Одним из этих ветеранов был влиятельный в то время житель района Волков Тимофей Михайлович, о нем мы еще расскажем.
До начала Великой Отечественной войны в станице существовали улицы Садовая, Казачья, Кубанская, Черкесская. Подтверждают это и сведения о погибших во время Великой Отечественной войны солдат, уроженцев станицы Брюховецкой.
После 1945 года появились новые названия улиц - имени Андрея Туполева (легендарного авиаконструктора), и улицы названные в честь Героев Советского Союза уроженцев Брюховецкого района.
Своя история у улицы Коммунаров. До революции она носила народное название Дидовская (Дедовская). Эта улица заканчивалась на церковной площади. В нынешнем парке располагался Спасо-Преображенский храм и по улице в церковь ходили чаще всего пожилые люди, отсюда и название - Дидовская. Долгое время улица носила имя Лазаря Кагановича. Известно, что в 1932 году он побывал в нашей станице, посетил брюховецкий сельсовет, который находился в доме купца Игнатова и райком партии, расположенный в то время в доме врача Василия Георгиевича Заборы, а также лично проинспектировал ход выполнения плана продразверстки и раскулачивания. Ему во многом и обязаны были страшным голодом и ссылкой невинные жители Брюховецкого района.
В 1957 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, который запрещал присваивать городам и улицам имена живых людей. Так были заменены все названия улиц, носившие имена здравствующих тогда государственных и общественно-политических деятелей.
Что касается улицы Батарейной, то сведений о том, откуда произошло такое боевое название, не нашлось. Есть мнение, что это потому, что на углу Батарейной и Пролетарской находились мастерские, где во время Великой Отечественной войны ремонтировали артиллерийские орудия.
Предположу, однако, другую версию. В июле 1921 года с Украины на Северный Кавказ была передислоцирована Первая конная армия Семена Буденного. 6-я Чонгарская дивизия армии расположилась в станице Брюховецкой и стояла здесь до 1923 года. К слову, дивизия печально известна своей причастностью к гибели протоиерея Михаила Лекторского – в сентябре 1921 года ее бойцы арестовали священника в Новотитаровской и привезли в особый отдел 9-й армии в Брюховецкую, позже батюшка был расстрелян с группой казаков. Основная часть дивизии занимала территорию нынешней Брюховецкой центральной больницы. А батареи конноартиллерийского полка располагались недалеко от сегодняшней стоматологической поликлиники. Это, очевидно, и послужило поводом для присвоения улице имени Батарейная. Известно, что до 1965 года эта улица носила имя Климента Ворошилова. Видимо, потом улице вернули ее прежнее название.
Улица Олега Кошевого до 1964 года была имени Иосифа Сталина; улица Гоголя - Анастаса Микояна, улица имени 8-го Марта - Вячеслава Молотова.
Насколько оправданы названия некоторых наших улиц и переулков, и какую содержательную и историческую информацию они несут? Вот, к примеру, есть в Брюховецкой улица, названная в честь вождя болгарских коммунистов Георгия Димитрова. Сама Болгария давно отказалась не только от глобальной роли нашей страны в своей истории, но и от наследия Георгия Димитрова. Но мы продолжаем хранить о нем память в сердцах людей, в том числе детей, которым, по-моему мнению, лучше знать своих героев, чем болгарских. Тысячи казаков-кубанцев погибли, освобождая Болгарию. И улицы имени Героев Шипки или Плевны больше говорят нам об истории России, чем настоящие названия улиц. Можно понять, почему одна из центральных улиц станицы носит имя Владимира Ленина, но трудно объяснить детям роль и значение в их жизни идей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
В то же время, не вызывают сомнения названия улиц в честь людей, вошедших в историю станицы, Кубани и России: имени нашего земляка генерал-полковника Михаила Ковалева, революционеров Николая Тимофеева и Демьяна Чернявского, Тимофея Волкова. К сожалению, улица имени Тимофея Волкова была переименована в улицу Депутатскую. К сожалению, потому что жизнь Тимофея Михайловича является ярким примером патриотизма. Он родился в 1889 году в Полтавской области. В 1917 году вступил в Красную гвардию, в составе 25-й Чапаевской дивизии воевал с Колчаком. Командовал артиллерийской дивизией в Первой Конной армии Будённого. Награждён двумя орденами Красного знамени. Во время Великой Отечественной войны командовал артиллерийской дивизией, с которой дошёл до Берлина. После войны жил в Брюховецкой.
Мало кто знает, что улица Тимофеева раньше называлась Аптечной. Здесь, на месте нынешнего здания сельской администрации, располагалась вольная аптека Николая Дмитриевича Глебова. А Николай Тимофеев был анархистом, активным участником затопления Черноморского флота в Цемесской бухте в июле 1918 года. В декабре 1918 года на первом съезде народных депутатов Кубанской области он был избран военным комиссаром для борьбы с Кубанским правительством.
В музее хранятся воспоминания генерал- полковника Михаила Прокофьевича Ковалева об этом человеке. Вот что он пишет:
«Он был одним из руководителей революционного движения 1904-1905 гг. в Харькове. Был осуждён царским судом на каторгу, но бежал с неё. С первых дней установления Советской власти начал формировать добровольческий отряд в Брюховецкой, и был его первым начальником штаба. В мае 1918 года, подпав под влияние анархиста Рондо, он покинул отряд и уехал в Новороссийск, но вскоре Тимофеев явился с группой бойцов в Тимашевский полк и просил принять его в свои ряды. Он был назначен начальником нашей разведки. Невысокого роста, щупленький, черный как жук, Тимофеев обладал невероятной силой и самообладанием. О его храбрости и весьма смелых и рискованных действиях во время выполнения заданий по разведке в тылу врага любили говорить в полку, как о занимательных приключениях. В одной из таких разведок он был выстрелом в упор тяжело ранен в плечевой сустав правой руки. После ампутации руки он продолжал находиться в строю, и только больной тифом в ноябре 1918 года был эвакуирован. В феврале 1919 года я тоже больной тифом проезжал через село Яндыки. Узнав, что в церкви и в её ограде среди свезённых туда трупов есть ещё и живые, зашёл в церковь и увидел на полу Тимофеева. Жизнь ещё теплилась в нём. Он узнал нас, и пытался улыбнуться, но не мог смахнуть слезу, набежавшую при виде нас, и, не теряя сознания, скоро умер. Тимофеев похоронен нами в церковной ограде села Яндыки Астраханской губернии».
Демьян Чернявский родился в станице Брюховецкой. Казачье общество предоставило ему почетное право служить в лейб-гвардии Кубанской сотни Собственного Его Императорского Величества конвоя. То, что потом Демьян Чернявский поддержал революцию - это его личный выбор, и относиться к этому надо взвешенно. А вот к тому, как он был жестоко и публично казнен своими же казаками-станичниками в 1918 году, надо воспринимать как трагедию, постигшую Россию в виде братоубийственной гражданской войны.
В 1963 году историк Васильев Сергей Афанасьевич в рукописном историческом вестнике так описывал гибель Демьяна Чернявского:
Как только красногвардейский отряд под командованием т. Беликова освободил в 1918 году станицу, был организован Революционный комитет рабочих, крестьянских, казачьих и солдатских депутатов. Первым председателем его был избран казак Демьян Чернявский. Благодаря большевистскому чутью и пониманию настроений масс, ему удалось сплотить вокруг Ревкома трудящихся казаков и иногородних и успешно бороться с кулацкой пропагандой, направленной на разжигание антагонизма между казаками и иногородними. Неслучайно поэтому к белым ушло из станицы добровольно не более 600 человек, а в Красную Армию – более 2 000. В момент занятия станицы войсками генерала Покровского т. Чернявский и член Ревкома казак Чуприна решили остаться в станице Брюховецкой, чтобы вести подпольную работу. Но узнав о том, что в станице свирепствует страшный террор, они начали пробираться к морю, чтобы на время уйти в Крым. Но через неделю в станице Ольгинской они были пойманы и привезены в Брюховецкую. Пять дней пытали корниловцы предревкома Чернявского и члена Ревкома Чуприну. Их били, резали кинжалами. У Чуприны были полуотрублены обе руки. На шестой день озверелые корниловцы, скрутив руки колючей проволокой, вывезли за новую греблю станицы Чернявского и Чуприну вместе с пятнадцатью такими же мучениками и заставили их бегать по полю, а сами верхами догоняли и рубили. Чернявскому было нанесено двенадцать рубленых ран. Так умерли первый председатель Ревкома казак Чернявский и член Ревкома Чуприна. С большим почётом в 1920 году трудящиеся станицы достали тела Чернявского и Чуприны и захоронили в братской могиле, а их имена навечно запечатлели в своих сердцах».
События этого периода жизни станицы не надо замалчивать, нужно изучать их и постараться понять причины возникновения этой трагической ситуации, чтобы история в таком страшном виде не повторялась никогда.
Стоит только сожалеть, что в станице нет улицы в честь казака-героя Первой мировой войны Рыбалка Петра Лукича, первого в своём роде «спецназовца». Подъесаул Рыбалко воевал в созданном на юго-западном фронте кубанском отряде особого назначения и стал полным Георгиевским кавалером. Петр Лукич Рыбалка родился в станице Брюховецкая 18 октября 1889 года. Имел образование 7 классов. Он был первым в колхозе «Заветы Ильича» главным бухгалтером. Умер в 1935 году.
Вот что известно об отряде особого назначения, в котором служил наш земляк:
«В середине осени 1915 года на стол командующего Юго-Западным фронтом лег рапорт есаула Шкуро с предложением «отрядить его с партией казаков терзать тылы и коммуникации противника». Идея понравилась командованию, и вскоре был сформирован "Кубанский конный отряд особого назначения" из казаков ККВ. Сформировав его из самых отчаянных сорви-голов, каждый из которых был под стать своему командиру, есаул самолично ввел для отряда и необычные отличительные знаки: к черным кубанкам его казаков был приторочен волчий хвост, а на самоучрежденном черном отрядном знамени красовалась оскаленная волчья пасть. Потому за «Кубанским особого назначения…» сразу же закрепилось и неофициальное название – «волчья сотня». При первом налете кубанцы истребили полторы сотни немцев, захватили шесть пулеметов и три десятка пленных. Сдав трофеи, «волчья сотня» ушла в более продолжительный рейд по немецким тылам, во время которого под покровом сумерек и метели внезапно атаковала поселок Нобель, где располагался штаб германской пехотной дивизии, взяла в плен ее командира и нескольких штабных офицеров. После этого немцы назначили награду за голову Шкуро в 60 тысяч рублей. Но Шкуро, несмотря ни на что, продолжил рейды по вражеским тылам в лесах Минской губернии и Южных Карпат».
Нет в станице Брюховецкой и улицы в честь прославленного казака станицы Переясловской, кубанского Героя, легенды Первой мировой войны сотника Василия Даниловича Гамалий.
Офицер и искусный дипломат, он сумел не только переиграть воинственных вождей курдов на их собственной земле, но и вывести в 1000-вёрстном рейде по дебрям и пустыням Луристана (Персия) сотню без людских потерь к своим, за что был награждён Государем Императором орденом Святого Георгия 4-й степени и Королём Англии - Военным Крестом.
Думается, потомки должны знать имена героев Первой мировой войны, их подвиги во славу России, и было бы справедливо, если бы одна из улиц Брюховецкой называлась в честь полных Георгиевских кавалеров.
Много больших и малых улиц в нашей станице. Все они родные для тех, кто родился на них и вырос. Есть у нас красивые и уютные улицы: Радужная, Садовая, Светлая, Солнечная, Молодежная; переулки: Свободный, Тихий, Новый, Колхозный, Встречный, Черкесский. Конечно, это приятные и теплые названия, и все же…. Нет у нас улиц в честь Героев Социалистического Труда и Героев труда Кубани, имени художника-баталиста Георгия Марченко; Кондрата Бардижа, видного казачьего политика, общественного деятеля Кубани; имени 9-й армии, освободившей станицу Брюховецкую. Нам нужна улица имени Устинова Валентина Семеновича – уроженца станицы Брюховецкой, выдающегося инженера-металлурга, доктора технических наук, трижды лауреата государственных премий, одного из создателей технологии и промышленного производства титана, материалов для полупроводниковой и космической техники, в том числе корабля «Буран», первого заместителя министра металлургии СССР.
Не стоит, однако, воспринимать этот исторический очерк призывом к переименованию улиц. Наша станица строится и разрастается, значит, будут появляться новые улицы, к названиям которых нужно отнестись продуманно. Надо помнить, что названия улиц – такие же памятники истории и культуры, как архитектурные сооружения, произведения искусства, летописи, предания, песни. В них живет очень интересная история нашей станицы, ее надо беречь.