16 августа 1792 года лодка Брюховецкого куреня и пешие казаки куреня, в составе гребной казачьей флотилии (51 лодка и яхта командующего «Благовещение»), 11 транспортных гребного флота судов и под сбережением корсерских судов, придерживаясь берегов, обогнув полуостров Крым. 25 августа флотилия, под командою войскового полковника Саввы Белого и в сопровождении командира Черноморского гребного флота и флотилии черноморских казаков капитана бригадирского ранга Павла Васильевича Пустошкина, пристали к Таманскому полуострову.
Часть казаков Брюховецкого куреня остались служить при лодках, а часть казаков сменила регулярные русские войска, осуществлявшие охрану российской границы по правому берегу реки Кубани.
Местами для расселения куреней были избраны большею частью берега и излучены степных речек и степные урочища.
Внимательно изучив материалы первой переписи казаков-переселенцев по состоянию на 21 марта 1794 года, можно прийти к выводу, что казаки куреня расселились по территории всей Черномории. В Екатеринодаре, непосредственно в войсковом курене (казарме) жило всего 13 бессемейных казаков в возрасте от 18 до 40 лет. Вместе с ними жил и атаман Брюховецкого куреня Федор Таран. В городе Екатеринодаре поселилось и проживало – 37 человек. В Фанагории, городе Тамане, проживало по 5 человек, в Старом Темрюке – 2 и в устье Бейсуга – 1 человек.
Непосредственно на кордонах проживало (несло службу) – 22 казака. В слободах: Антоновка проживало 79 человек, Тимофеевка – 11 и Терновка – 5 человек.
В селениях: Констянтиновка проживало 110 человек, Захарьевка – 33 человека, Алексеевка – 32 человека, Стояновка – 18 человек, Онофреевка – 16 человек, Чорнобродское – 6 и Андреевка – 6 человек.
Проживали в различных хуторах (футорах): при Бейсугском Лебяжьем лимане и при речке Челбасах – по 29 человек, при речке Албашах - 9 человек.
На рыбных заводах проживало: на Очуевской косе, при лимане Темрюкском и в селении Ангелинка – по 3 человека, на Долгой косе – 2 человек, при Ахтанизском лимане, в Очуеве, на Камышеватой косе, за Протокою между Сладкими лиманами и на Ейской косе – по 1 человеку.
По первой переписи в Брюховецком куренном селении значилось 303 человека мужского и 178 человек женского пола, в том числе шесть человек из числа старшины.
Как видно из переписи, на реке Албаши проживало всего две семьи. Семья Николая Либас, состоящая из 6 человек, в том числе: его жена, дочь и трое сыновей. Они значились по переписи как от бывшего Запорожья, но не служивших в войске. Вторая семья - казак Диомид Мироненко, его жена Анна и их работник Григорий Бондаренко. Эта семья значилась как не от Запорожья, а из вновь поступивших в войско. Располагались ли их дома на месте, отведенном куренному селению, не известно.
Казакам куренного селения, доставшееся в ходе жеребьевки, место под куренное селение не понравилось, и они, с разрешения начальства, перебрались на новые земли. В архиве Краснодарского края хранится прошение казака Брюховецкого куреня Т. Янголенко, датированное январем 1795 года, в котором говорится «Ныне курень переселяется в назначенное для него место в урочище Малом Бейсужке», то есть в верховья реки Малый Бейсужёк (Правый Бейсужёк).
Однако в другом документе конца 1795 года Брюховецкое куренное селение показано «на вершине речки Малбаши» (Албаши). На конец 1795 - начало 1796 годов в нем было 80 домов, 364 мужчины и 229 женщин. К 1801 году в курене проживало уже свыше 500 мужчин и 235 женщин.
В 1803 году селение перенесли к устью реки Бейсужка, к так называемому Великому кургану, близ куреня Переясловского (Переяславского) Бейсугского округа. На этом месте Брюховецкое куренное селение закрепилось окончательно.
Таким образом, 1794 год – это год юридического основания Брюховецкого куренного селения в Черномории. Фактически куренное селение на нынешнем месте поселилось в 1803 году. Надо отметить также, что обустройство куренного селения на месте поселения не привело к тотальному переселению в него всех казаков Брюховецкого куреня. Казаки продолжали проживать в хуторах по всей Черномории. Многие казаки куреня разбрелись по рыбным заводам, жили при табунах и отарах. В основном это были одинокие казаки.
Александр Шеремет,
х. Поды