Коммуна «Набат» была организована 13 декабря 1920 года из местных жителей Тимашевского отдела. Зарегистрирована она была 28 января 1921 года. Коммуна находилась в юрте станицы Чепигинской на территории бывшего мужского монастыря – Екатерино-Лебяжской Николаевской Общежительной пустыни.
Коммуне «Набат» были переданы все жилые строения, инвентарь, посевной материал, принадлежавший бывшему монастырю. Коллективы наделялись землей на основании Постановления о землепользовании по норме две с половиной десятины на едока. Тимашевским Земельным отделом коммуне было выделено 400 десятин земли из бывшего Екатерино-Лебяжьего монастыря.
Первоначально коммуна насчитывала 10 семей в количестве 34 человек. Это были, в основном, безземельные крестьяне-бедняки. 10 февраля 1921 года в коммуну была принята еще 31 семья в составе 141 человека.
При коммуне «Набат» существовал Совет коммуны, который избирался на общем собрании коммунаров голосованием. Совет коммунаров состоял из председателя, двух членов и двух кандидатов. Совет занимался земельными вопросами, поддерживал связь с земельным отделом станицы Чепигинской, решал вопросы приема и исключения граждан в коммуне, вел учет инвентаря и посевного материала. Существовали также комиссии по охране труда, ревизиионная комиссия и дисциплинарный суд. Первым председателем коммуны был избран Петр Федорович Науменко.
При коммуне имелась паровая мельница, хлебопекарня, мастерские: кровельная, малярная, ткацкая, кузнечная, сапожная, столярная. Существовали подсобные помещения: амбар ячменный и мучной, керосиновый склад, каретный сарай и сарай для сушки белья, прачечная, молочная, продуктовый подвал, кухня с подвалом.
Был при коммуне и рыбный завод, дающий до ста пудов рыбы в один улов, водокачка, снабжающая артезианской водой баню, паровую мельницу и окрестные села, также имелась пасека, насчитывающая 38 ульев, два больших фруктовых сада, два серно-солевых целебных озера. Здание собора Екатерино-Лебяжьего монастыря было предоставлено коммунарам под школу, клуб и детский дом.
В коммуне были созданы партийная и комсомольская ячейки. Первый год существования для коммуны «Набат» оказался очень тяжелым. Объединившиеся в коллектив крестьяне, рабочие, батраки не имели опыта ведения объединенного сельскохозяйственного производства, да и пережитки столь недавнего прошлого иной раз брали верх над новым настоящим у коммунаров, поэтому стали наблюдаться случаи выхода семей из коммуны.
Коллективные хозяйства приходилось создавать в обстановке ожесточенной борьбы, частых налетов банд нередко членам коммуны приходилось работать с оружием в руках, но не всегда удавалось отбиться от врагов.
В ночь с 21 на 22 апреля 1921 года часть банды деникинского офицера Жукова, перебравшись через монастырскую стену по подставленным монахами лестницам, ворвались в коммуну «Набат». Начался грабеж, разбой, издевательства над коммунарами. Через четверть часа коммунары не имели ни одного патрона и уже не стреляли, а с винтовкой в руках смотрели, как монахи руководили всей бандой…
Отдельский исполнительный комитет и отдельский партийный комитет перевезли трупы коммунаров в станицу Брюховецкую.
12 сентября 1921 года Кубано-Черноморская Областная Ревизионная комиссия, обследовав коммуну «Набат», дала заключение, что дальнейшее существование коммуны после разгрома ее бело-зелеными бандами не рационально. Хозяйство коммуны настолько сильно разрушено, что восстановить его до первоначального состояния было невозможно.
В сентябре 1922 года была создана ликвидационная комиссия при коммуне «Набат». При ликвидации коммуны все предметы, выделенные общим собранием в личное пользование коммунару (одежда, обувь, мелкие предметы обихода), возвращались коммунару, о чем тот давал расписку. Все остальное имущество: земля, постройки, скот и т.д. поступало в распоряжение Тимашевского земельного отдела.
Вдовам погибших от погрома коммунаров и их детям при ликвидации коммуны выдавалось продовольствие. Дети-сироты были отданы на воспитание в детский дом в ст-це Брюховецкой.
14 октября 1922 года постановлением Президиума Тимашевского Отдельского исполкома и Тимашевского Отдельского парткома на землях бывшей коммуны «Набат» был основан совхоз.
Четырех коммунаров родственники похоронили на х. Чернышовых,
а 44 коммунара были привезены в станицу Брюховецкую и похоронены в кирпичном склепе в станичном парке.
В настоящее время у Вечного огня имеется мемориальная доска, свидетельствующая об этом факте, а сам склеп находится под цветочными клумбами мемориального комплекса «Скорбящая Мать». На фотографии запечатлен момент похорон коммунаров.
Автор: Александр Шеремет.
По материалам архивной справки № 210 от 10.04.86 Архивного отдела Государственного архива Краснодарского края