Строительство Черноморско Кубанской железной дороги дало мощный тол-чок развитию станицы Брюховецкой и близлежащих населенных пунктов.
Железная дорога соединила богатые хлебом районы с портами Ейска, Новороссийска и Приморско-Ахтарска.
28-29 июня 1909 года в станице Брюховецкой состоялся съезд представителей населения, который дал дальнейшее направление вопросу о постройке дороги. Съезд проходил в здании Народного дома. Народный дом, как вы уже знаете, располагался на месте кинотеатра «Октябрь». А точнее, путем реконструкции Народного дома был построен кинотеатр с двумя залами. На съезд прибыло 123 депутата, большинство из них имели полномочия от станичных обществ предложить в акционерный капитал дороги довольно крупные суммы. Общая сумма капитала превысила 1 000 000 руб. Через два месяца после съезда сумма эта выросла до 2 000 000 р. Кроме того, по разверстке, станичными обществами выделено на производство изысканий технических и экономических 100 000 рублей. На съезде в Брюховецкой была избрана комиссия, которая взяла на себя все организационные вопросы, связанные со строительством дороги.
В состав комиссии вошел депутат Государственной Думы, бывший атаман станицы Брюховецкой Бардиж Кондрат Лукич. В 1910 году, когда решено было строить железную дорогу Ейск – Новороссийск через центр ст. Брюховецкой, где планировалось построить узловую железнодорожную станцию, казаки ст. Брюховецкой во главе с Кондратием Бардижем категорически запротестовали, мотивируя тем, что чугунка будет пугать детей, резать телят и поросят. Вот почему железнодорожная линия была проведена в то время в двух километрах от станицы, а узловая станция была построена в Тимашевской.
Дорога стала действительно всенародной стройкой. Каждая станица направляла людей на строительство, но этого было мало и на Кубань стали организованно привозить крестьян и рабочих из Курской, Воронежской и других областей центральной России.
В 1910 году началось строительство железнодорожного вокзала в станице Брюховецкой. Точное время окончания строительства вокзала установить не удалось. Например, в станице Каневской вокзал был построен в 1910 году, возможно из-за изменения проекта и переноса узловой станции Брюховецкий вокзал был построен в 1911 или в 1912 году. К сожалению, фотографии старого здания вокзала не сохранились. Сохранилось кирпичное здание багажного отделения, оно находилось на северной стороне перрона вокзала. В 1942 году станцию несколько раз бомбила немецкая авиация, и вокзал был разрушен. Свидетелем одного из авианалетов была ветеран войны Анна Ивановна Шевель. Их, девушек-новобранцев, уже разместили по вагонам, когда налетели вражеские самолеты. Бомбежка основательно повредила пути и, мобилизованных на фронт девушек, отпустили на несколько часов домой, пока не восстановили движение поездов. Четвертого августа 1942 года еще раз бомбили станцию, на которой находился бронепоезд, прикрывавший отступление наших войск. Бронепоезд был поврежден, но остался на ходу. До начала шестидесятых годов вокзал размещался в здании, которое расположено рядом, с южной стороны. Уже в пятидесятых годах, вокзал был восстановлен на прежнем месте, существенно поменяв свой вид.
Черноморско-Кубанская железная дорога входила в строй по участкам и определить, когда точно прибыл первый пассажирский поезд на наш вокзал проблематично. 7 апреля 1913 года на станции Екатеринодар состоялся молебен, был освящен пробный поезд, состоящий из салона-вагона и трех теплушек, проследовавший в первый раз до станции Ведмидовка (ст.Медве-довская). Не прошло и месяца, как первый поезд пошел уже через разъезд Степовой, ныне Кубанец, до Тимашевской. В начале 1914 года началась временная эксплуатация линии Тимашевская – Староминская.
11 сентября 1916 года началось регулярное движение товарно-пассажирских и почтовых поездов на линиях: Екатеринодар – Приморско-Ахтарск, Екатеринодар – Староминская – Кущевская и Тимашевская – Протока. По воспоминаниям старожилов в этот день на Брюховецком вокзале была сооружена огромная арка, украшенная цветами, под которой остановился на нашей станции первый регулярный пассажирский поезд.
На снимке участники съезда в ст. Брюховецкой.
Таймураз Бежаев.