В тридцатые годы в населенных пунктах Большебейсугского сельского совета было 5 малокомплектных начальных школ и 2 неполные средние (семилетние) школы.
В хуторе Харьково-Полтавский была начальная школа № 40. Заведовала школой Зайцева (Гайдук) Зоя Петровна, учитель - Уварова Анна Васильевна, в хуторе Ланцево-Процай - НСШ № 41, директором школы был Бабич Александр Александрович, учителя: Камышан Ангелина Алексеевна – русский язык, литература, Горбунова Людмила Семеновна – русский язык и литература, Албул (Костенко) Ангелина Федоровна – математика, Бежаев Николай Александрович – физик, пение, Горбунов Николай Филиппович – математика, Дмитренко Владимир Матвеевич – история, Карпов Василий Иванович – математика, Гайдук Наталья Ивановна – биология, Ковтун Алексей Александрович – физкультура.
В хуторе Драный в 1927 году была построена начальная школа № 44,: Каушан Иван Маркович – заведующий, учитель- Терещенко Анна Михайловна. В 1928 году открылась начальная школа № 45 в хуторе Черепяный, Визирь Галина Ивановна – заведующая, учитель - Гукало Домна Демьяновна
В хуторе Борзиково работала начальная школа № 42, где заведующей была Тимофеева Лидия Федоровна, учителем -Еременко Нина Федоровна; в хуторе Полтавский - школа №43: заведующая - Колодько Анна Федоровна, учитель - Колодько Наталья Федоровна. Во время оккупации эту школу занимали немецкие солдаты, отступая они сожгли ее. Детям пришлось учиться в приспособленном доме, на другом конце хутора. В 1952 году на средства колхоза «Таманец» была построена новая школа. Заведующим назначен Струков Никита Михайлович.
В хуторе Черниговском в 1957 году стихия (ураган) сорвал крышу и разрушил часть здания школы, занятия не прерывались, школа перешла в хуторской клуб, а в 1958 году учителя и ученики с радостью начали занятия в новой построенной НСШ № 26, где директором был Ситников Степан Пантелеевич.
Семилетние школы № 41 х. Ланцево-Процай и № 26 х. Черниговский с 1963-1964 учебного года стали восьмилетними
В условиях малокомплектности начальных школ один учитель вел одновременно 2-3 класса, а в семилетних и восьмилетних школах - один учитель должен специализироваться на преподавание нескольких предметов.
В довоенное время учителя вечерами по десятидворкам занимались бесплатно со взрослыми, ликвидируя безграмотность населения.
В 1970 году вступила в эксплуатацию новая общеобразовательная школа № 25 (№5) и приняла под свою крышу учеников и учителей начальных школ № № 40, 42, 43, 44, 45 и восьмилетних школ № 41 и 26.
В СОШ № 5 стали обучаться учащиеся села Большой Бейсуг, хуторов Кубань, Имерницын, Харьково-Полтавский, Платоновский, Приречный и Придорожный. Эти населенные пункты находятся на расстоянии от СОШ №5 от одного до 15 километров , поэтому был организован подвоз учащихся пятью автобусами. Панасенко Валентина Аркадьевна учила и воспитывала сотни хуторских ребят, многие из них приводили к ней в первый класс уже своих детей.
Первый звонок 1970-1971 учебного года в СОШ № 25 Большебейсугского совета позвал всех хуторских ребят в новую, светлую, просторную школу, где они могли получить среднее образование. 18 классов - комплектов приняли 515 учащихся. Занятия были в одну смену. Директором школы был назначен учитель истории Сажин Виктор Федорович, завучем по учебно-воспитательной работе - учитель по математике Коляда Николай Васильевич, завучем по внеклассной работе – географ Бугаева Любовь Макаровна. В средней школе начала работать плеяда учителей мастеров педагогического дела: Невгодовская Р.М., Еременко Н.Ф., Алексеенко Р.П., Максименко К.А., Еременко В.В., Гайдук З.П., Панасенко В.А. - учителя начальных классов; Самсонов А.С., Коляда В.Ф., Прудко Л.И., Тимофеева Л.Л. - учителя русского языка и литературы; Федина З.Г., Сокирко Д.С., Чернявская Л.С. - учителя математики; Николаенко Е.Ф., Сажин В.Ф.- учителя истории; Бугаева Л.М., Первакова В.Я. - учителя географии; Калашникова В.А. - учитель немецкого языка; Ещенко Т.И. - учитель английского языка; Перваков М.В., Федина С.И. - учителя физкультуры; Болотникова Л.В. и Федина А.С. - учителя трудового обучения. Именно этим учителям пришлось достраивать собственными силами столовую, спортзал, но главной задачей коллектива была организация учебно-воспитательного процесса в условиях получения учащимися среднего образования, условиях подвоза детей из разных хуторов, где в бывших хуторских школах у каждого учащегося сложился свой стереотип воспитанности и свое отношение к учебным занятиям. Это был сложный период становления новой сельской школы со средним образованием
С 1970 по 1978 год в школе сменилось 3 директора: Сажин Виктор Федорович, Артеменко Николай Михайлович и Лазарев Анатолий Алексеевич. Проработав директорами по 2-3 года, они ушли на учительскую работу. В 1978 году директором СШ №25 была назначена Бугаева Любовь Макаровна (ныне Котлярова), проработавшая в этой должности 20 лет. Молодая, энергичная, полная сил и творческих замыслов, 8 лет возглавлявшая воспитательную работу с СШ№25, хорошо знавшая все школьные дела и возможности своих коллег-учителей, она крепко взяла «руль правления» школой. Школой управлять непросто, а если еще и учесть массу проблем новостройки, отсутствие сплоченности коллектива, традиций, учесть новичков учителей ( половина молодых учителей со стажем до 5 лет), становится понятным, с какими трудностями столкнулось руководство школы. Своей целью новый директор поставила совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать квалификацию учителей, формировать всесторонне развитую личность.
Любовь Макаровна назначает завучем по учебно-воспитательной работе Лазареву Марию Степановну, с которой проработали вместе на «едином дыхании» 20 лет. Марию Степановну уважали, к ней прислушивался весь учительский коллектив. Она часто была на уроках у молодых учителей, после которых не делала « разгонов», «кричащих» замечаний, давала спокойно нужные советы, конкретные замечания, и большинство молодых учителей очень благодарны Марии Степановне за методическую помощь. Вскоре на должность завуча по внеклассной работе назначена учитель английского языка Миронова Ангелина Николаевна, умная обаятельная , влюбленная в работу с детьми, особенно с «трудными», в совершенстве знавшая психологию развития личности ребенка. Всего три года понадобилось новому директору Бугаевой Л.М.,ее заместителям и коллегам, младшим друзьям - школьникам, чтобы вывести коллектив на рубеж самостоятельной, радостной жизни.
Решением исполнительного комитета Брюховецкого районного Совета народных депутатов №296 от 18 мая 1982 года СШ №25 присвоен новый номер 5.
Школа перешла на кабинетную систему обучения. Первые кабинеты, с учетом современных требований, были оформлены директором школы Бугаевой Л.М. - кабинет географии и учителем Ольховым Г.С. - кабинет физики. Это были кабинеты, оснащенные всеми необходимыми наглядными пособиями, приборами, звукотехническими средствами (киноаппарат, эпидиаскоп, фильмоскоп), электрифицированным затемнением окон. В школе были оборудованы кабинеты: химии, русского языка, математики, истории, производственного обучения. В учебный план был введен курс профессионального обучения Мальчики 10-11 классов получали профессию тракториста - машиниста 3 класса, а девочки до 1993 года - швеи-мотористки и портной по пошиву легкого платья. Производственное обучение вели учителя Болотникова Л.В., Лазарева М.С., Коляда Ю.Н., Гуляев Е.В. Неоценимую материальную помощь оказывали председатели колхоза им. Суворова Неижко Иван Петрович и Пашенько Борис Иванович. На спортивной школьной площадке на средства колхоза оборудован спортивный комплекс, заасфальтирована площадка для ручного мяча, беговая дорожка, территория школьного двора.
В 1978 году по инициативе ветерана ВОВ Блинова Павла Степановича за колхозные средства создан музей боевой и трудовой славы, ставший центром гражданского и патриотического воспитания школьников на социокультурных традициях села Большой Бейсуг. В течение 20 лет в школе формировалась и развивалась учебно-воспитательная система, в основу которой положены следующие идеи:
- обучение и воспитание - это взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников;
- высокая требовательность к школьнику должна включать в себя глубокое уважение к его личности, воспитание без уважения - подавление;
- воспитание личности начинается со святынь, с нравственных ориентиров и ценностей;
-главным инициатором воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых. объединенных общими целями, общей деятельностью и общей ответственностью.
Система учебно-воспитательной работы школы строилась вокруг 8 комплексных общешкольных дел - обязательное участие в них всех учеников с 1 по 11 класс и одновременно всех учителей, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, и , по возможности, большего числа родителей. Это задавало четкий ритм жизни коллектива, исключало неоправданные рывки школы. Эти дела стали яркими традициями, способствующими воспитанию устойчивых коллективных привычек и навыков, которые проявляются в повседневной жизни. Вот, что говорит бывший директор школы Котлярова Л.М.: «Я бережно храню многие школьные документы, один из них: «Наказ тем, кто учится в нашей школе сегодня, кто будет учиться в ней завтра». В нем есть такие слова: «... берегите ваших учителей. В конце концов не книги, а они - источники знаний. Помните, что память о вас останется, прежде всего, в учителях ваших. Помните, что к этим же учителям вы, может быть, приведете своих детей. Сделайте учителей счастливыми! Сохраните хорошую, светлую атмосферу нашей школы. Будьте веселыми, станьте серьезными, взрослыми. Станьте другими, непохожими и все же останьтесь такими же. Берегите наши традиции!».
Четко организованная система учебно-воспитательной работы, всей жизни школы, заинтересованность и увлеченность всех ее участников - учащихся и учителей, доверительный стиль отношений, доброжелательность и эмоциональная искренность - все это максимально сблизило детей и взрослых и образовало дружный учительский коллектив, которому многие годы суждено было растить, учить и воспитывать будущего гражданина России.
Из рукописной книги Митрофана Трофимовича Потапова « История брюховецких школ»