В наше время невозможно представить ни один серьезный праздник без участия коллективов и индивидуальных исполнителей наших учреждений культуры. Это прямая задача отрасли культуры района - сохранять, развивать и знакомить всех нас с большим пластом культурного наследия нашего народа.
Невозможно посчитать, сколько талантов было открыто в многочисленных кружках и студиях, сколько приятных эмоций получили жители района от выступления чтецов, певцов, танцоров, артистов театра и драмкружков. Пожалуй, все подвержено измерению, кроме уровня радости и эмоций от выступления тех, кому бог дал талант и наделил правом вносить прекрасное в нашу жизнь.
Да, для этих людей самая большая награда аплодисменты, восхищённые взгляды земляков и их признание. Но будучи участником всех праздников и культурных мероприятий, посвященных знаменательным датам, наша отрасль, к сожалению, мало празднует свои собственные знаменательные даты и юбилеи. На вопрос, почему есть место такому явлению, ответить трудно. Возможно, в повседневной суете мы забываем о своих исторических датах, а может, подзабыли, кто и как создавал и продвигал народную сценическую культуру. Вот эти сомнения и явились причиной изучения истории учреждений культуры Брюховецкого района.
К сожалению, у нас под руками не было обширных архивных источников, но руководство районного архива предоставило музею возможность изучить историю районной культуры по официальным документам исполнительной власти и районных газет послевоенного периода. Именно послевоенный период культурной жизни нашего района с 1943 по 1950 год стал предметом нашего исследования. Прежде чем начать повествование нашей культурной истории, хочу обратить внимание на «генетическую» особенность учреждений культуры — это скромность в плане освещения в средствах массовой информации своей деятельности. Не будь этого скромного отношения к пропаганде своего труда, история, которую мы вам хотим предложить, была бы гораздо интересней и богаче.
В нашем обзоре сороковых годов мы познакомим вас с именами людей, которые были причастны к восстановлению и развитию культурного пространства в нашем районе. К сожалению, из нашей истории выпадает огромный пласт из культурной жизни района, потому что нет архивных данных довоенного периода. Поэтому первые сведения по нашей теме датируются 28 ноября 1943 года. В этот день на заседании исполнительного комитета Брюховецкого районного совета депутатов трудящихся был рассмотрен вопрос о проведении смотра художественной самодеятельности в районе. Докладчиком по этому вопросу был заведующий районным отделом народного образования Яковенко Иван Степанович. Возникает вопрос, почему смотром художественной самодеятельности занимается РайОНО? Ответ простой, в ту пору при исполкоме не было отдела, занимающегося культурно-массовой работой. Основной акцент был сделан на культурно- просветительскую работу, а это направление ближе было как раз отделу народного образования. Тем не менее, по истечении девяти месяцев со дня освобождения станицы созрела необходимость в проведении районного смотра художественной самодеятельности. Вот как сформулировали члены исполкома цель проведения смотра самодеятельного творчества:
«В целях дальнейшего развития художественной самодеятельности и вовлечения колхозников, рабочих и сельской интеллигенции в кружки художественной самодеятельности, для показа их достижений широкой массе трудящихся и повышения идейно-художественного уровня трудящихся села исполком Райсовета решил в период с 1 декабря 1943 по 25 января 1944 года провести районный смотр художественной самодеятельности».
Для достижения цели смотра райисполком назначил ответственных за его проведение. Ими стали заведующий РайОНО Яковенко И.С. и заведующий ДСК (Дом социалистической культуры) товарищ Усов. Исполком обязал председателей сельских советов до 5 декабря обсудить вопрос о проведении смотра, создав на местах специальные комиссии по подготовке и проведению районного смотра художественной самодеятельности. Было рекомендовано привлечь к активному участию в подготовке и проведению смотра художественной самодеятельности избы-читальни, колхозные клубы, учителей и школьников.
Заведующему районного ДСК т. Усову и представителю РайОНО т. Северину предписывалось при всех избах-читальнях к 5 декабря 1943 года организовать кружки художественной самодеятельности (хоровые, драматические, танцевальные, вышивки и т.д.) и добиться, чтобы они включились в ход смотра художественной самодеятельности. Была создана районная комиссия по проведению смотра художественной самодеятельности, в ее состав вошли: Яковенко И.С., зав. РайОНО - председатель комиссии; Е. Орлова, Т. Соболева - РК ВКП (б), Зябко - от районной газеты, Куличенко - от райисполкома, В. Момот - от РК ВЛКСМ, Северин(а) - от РайОНО, Усов –ДСК, В.К. Кадомская –от учителей.
Исполком обязал районную смотровую комиссию составить смету для проведения смотра художественной самодеятельности, включая и премирование и предоставить Райисполкому на утверждение. Были созданы смотровые комиссии и при сельских советах, которые после проведения смотров на територии сельских советов должны были к 10 января 1944 года предоставить в Райисполком все материалы и выделить лучших участников на районный смотр художественной самодеятельности. Редакции районной газеты было поручено широко освещать в печати подготовку и ход смотра художественной самодеятельности.
Следует обратить внимание на сроки проведения смотра. Это 5 дней со дня принятия решения. В течение пяти дней создать во всех станицах, селах и хуторах, где есть избы-читальни кружки – это с позиции сегодняшнего дня неслыханная оперативность. Здесь надо учесть и тот факт, что в самом разгаре была Великая Отечественная война, а люди, которые жили в тылу, соизмеряли все свои действия с действиями на фронте, поэтому исполнительская дисциплина была на высоком уровне.
Приятно поражает и морально - нравственное значение смотра. Почти из каждой семьи на фронте воевал отец или сын, каждый день приходили в район похоронки на погибших и пропавших без вести. Не хватало продуктов, одежды и все с утра до вечера работали на полях, фермах и предприятиях. И в это время как назло всем бедам и испытаниям смотр художественной самодеятельности! Какие все-таки были наши люди!
Понятно, что можно силой заставить работать, но пойти в кружок художественной самодеятельности после изнурительного рабочего дня, когда душа не на месте от переживания о родном человеке, находящемся на фронте, это что-то непостижимое. Непостижимое сегодня, а тогда это было лучшим методом поддержания духа советского человека и отвлечения его от проблем практически в всех сферах жизни. В этих самодеятельных кружках люди не только пели, плясали, вышивали, но и поддерживали друг друга, что было важным составляющим в жизни военного времени.
Кроме всего, приведем еще любопытный факт, в каких условиях проходил смотр и в каком состоянии были все культурные заведения района. Буквально за месяц до принятия решения о проведении смотра, 19 октября 1943 года был рассмотрен на исполкоме Райсовета вопрос о подготовке политпросветучреждений к работе в зимнее время. Исполком указал, что Брюховецкий ДСК (дом социалистической культуры) используется не по назначению, и было дано распоряжение председателю Брюховецкого сельского Совета т. Федянину освободить помещение дома культуры.
Также было дано распоряжение председателю Батуринского сельского совета т. Ткале отремонтировать и привести в надлежащий вид Батуринской дом культуры, а председателя Переясловского сельсовета Кобцева обязали восстановить до 15 ноября Переясловский дом культуры. Белоусо-Бейсугскому, Больше - Бейсугскому и Гарбуз-Балковскому сельсовету было дано указание обеспечить избы-читальни помещениями, приспособленными для массовой работы с населением.
Как видите, за месяц до смотра ни один из государственных домов культуры, а их было в то время в районе три и существующие избы - читальни не работали. На том же заседании слушали вопрос о снабжении дровами клубы и избы-читальни. Исполком обязал РайОНО и РайЗО (районный земельный отдел) выделить учителей, медицинских и ветеринарных врачей, агрономов, для систематического проведения ими консультаций, бесед, лекций и других видов культурно-массовой работы с населением.
Заведующим домов социалистической культуры (ДСК), изб - читален предписывалось включить в план работы консультации, беседы, лекции, которые будут прочитаны учителями, врачами и агрономами. Срок исполнения 15 ноября. Можно, ли опираясь на эти факты утверждать, что возрождение отрасли культуры Брюховецкого района началось 28 ноября 1943 года? Наверное, можно, и даже нужно включить эту дату в календарь знаменательных дат района.
Однако вернемся к предстоящему смотру художественной самодеятельности. К сожалению, ни в документах Брюховецкого райисполкома, ни в газете «Правда колхозника» за 1944 год не опубликованы результаты районного смотра художественной самодеятельности. В районной газете публиковались только заметки о концертах школьников и дошкольников в военном госпитале, о полит-массовой работе с молодежью и про другие культурно-просветительские мероприятия.
Но разве можно в этом кого-то упрекнуть, когда шла война и главным лозунгом был «Все для фронта, все для Победы». Полосы газет за 1944 год наполнены обильной информацией о трудовых и боевых подвигах земляков. Культурно - массовая работа, разумеется, проводилась, но она по понятным причинам уступала по значимости героическому труду на колхозных полях и в артелях. Да и какими силами можно было проводить полноценные смотры и концерты, когда все активное население района воевало на фронтах Великой Отечественной войны…
После проведения смотра в январе 1944 года на культурном фронте района наступило затишье. Как в районной газете, так и в официальных документах районной власти не удалось обнаружить информацию, подтверждающую развитие учреждений культуры. Все усилия власти и людей, судя по публикациям и вопросам, обсуждаемым райсоветом, были направлены на восстановление народного хозяйства. Однако по сохранившимся воспоминаниям военного поколения, это было далеко не так. Дома культуры и избы-читальни работали с детьми и молодежью. Союз домов культуры, колхозных клубов и изб-читален с населением был необычайно крепок. В школах работали разнообразные кружки, струнные оркестры, драматические кружки.
Со 2 по 10 мая 1944 года в Брюховецком кинотеатре «Октябрь» проходил третий колхозный кинофестиваль. Ежедневно демонстрировались две кинокартины – «Радуга» и «Новые похождения Швейка». На фестивале демонстрировались не только «лучшие фильмы», но и киножурналы «по агротехнике и зоотехнике» с показом опыта борьбы за высокий урожай и за подъем общественного животноводства, передовиков сельского хозяйства, участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Киножурналы рассказывали о бойцах Красной Армии, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах отражались примеры преданной дружбы и верности. В то же время, наблюдая за отважными поступками героев на экране, зрители проникались чувством патриотизма и стремились внести свой вклад в будущую победу.
16 января 1945 года члены райисполкома рассматривают вопрос о создании при районном Доме культуры духового оркестра. Для этого принимают решение передать музыкальные инструменты, находящихся временно при райсовете Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) в введение районного Дома социалистической культуры. По какой-то причине передача инструментов затянулась. Скорее всего, причиной было то, что при обществе содействия обороне существовал музыкальный взвод, на содержание которого из бюджета района ежегодно выделялось от 90 до 100 тысяч рублей.
Вопрос передачи музыкальных инструментов окончательно был решен 25 мая 1945 года, когда исполнительная власть приняла решение о создании духового оркестра и обязала заведующего обществом по содействию обороне товарища Славного немедленно передать имеющиеся инструменты духового оркестра в районный Дом культуры. Дом культуры на тот момент располагался в нынешнем здании исторического музея по улице Ленина.
За месяц до этого произошло историческое событие для нашего района. 4 апреля 1945 года был создан районный отдел культурно-просветительской работы. Заведующей отделом культуры райисполкома была назначена Караченцова Раиса Ивановна. В начале войны она была эвакуирована в наш район из Белоруссии. До этого назначения Караченцова руководила средней школой станицы Переясловской.
Караченцовой Р.И. было предложено немедленно приступить к работе по организации отдела культуры. Почти в это же время, а точнее с 1 июля 1945 года директором районного дома культуры был назначен Николай Иванович Бандура. На протяжении многих лет идет дискуссия среди работников культуры и историков о времени создании первого послевоенного духового оркестра. Многие склоняются к 1944 году и связывают это с демобилизацией в 1943 году по причине ранения Бандуры Н.И. Возможно это действительно так, но документального подтверждения этому не найдено.
Проработав совсем немного в качестве директора РДК, Николай Бандура вернулся на прежнее место работы в дом культуры колхоза имени Будённого (бывший колхоз «Заветы Ильича») где председательствовал Иван Иванович Буренков. На должность директора районного дома культуры с 15 августа 1945 года по представлению отдела культуры был назначен Лахно Григорий Федорович.
Вскоре 15 октября 1945 года Раиса Ивановна Караченцова выехала на прежнее место жительства и временно исполняющей обязанности заведующего отделом назначена инспектор того же отдела Антонина Догаева. Но уже 28 октября 1945 года исполком утвердил нового заведующего отделом культпросветработы, им стал Басиков Игнат Прокофьевич. Сменился и директор РДК, с 5 октября 1945 года им стал Потапов Митрофан Трофимович….
Продолжение следует.
Автор Бежаев Т.Г.