В день празднования 300-летия прокуратуры России Брюховецкий историко-краеведческий музей знакомит вас с архивными материалами о деятельности прокуратуры в сложные периоды жизни нашего района. Для определения этой роли мы выбрали самый трудный отрезок истории нашего района — период с 1943 по 1950 год.
История дорога тем, что она собирается по крупицам. Вот и в этом случае из-за отсутствия под рукой обширных архивных материалов мы решили частично воспроизвести деятельность районной прокуратуры по протоколам заседаний Брюховецкого районного исполнительного комитета депутатов трудящихся, публикациям районной газеты и воспоминаниям жителей района, имеющимся в фондах музея.
Для полноценной и объективной истории районной прокуратуры этого мало, но даже эта малость раскрывает ее роль в жизни района. Да, специфика деятельности прокуратуры такова, что львиная доля того, чем она занимается, не выставляется на обозрение общества. Но, тем не менее, законопослушные граждане чувствуют, что за них есть, кому заступиться, а незаконопослушные знают, кто может их образумить.
В печати не раз публиковались материалы о послевоенной истории района. Воздавали должное подвигу жителей района, писали об учителях, председателях колхозов, трактористах и комбайнерах, о простых тружениках, которые восстанавливали район после немецкой оккупации. Но почему-то проявляли забывчивость к работникам прокуратуры, которые были такими же тружениками, и для которых восстановление района состояло не только в его экономическом и культурном возрождении, но и в укреплении правовых основ, обеспечивавших весь процесс налаживания военной и послевоенной жизни.
Следить, чтобы эти процессы шли «любой ценой», а с соблюдением социалистической законности. Многие решения исполкома, принятые по протестам и представлениям районной прокуратуры, по истечении десятков лет покажутся жесткими, а где-то незначительными. Но прежде чем давать им оценку, нужно помнить, что это происходило в военное время, когда решалась судьба нашей страны, и в жизни района мелочей не было.
Первое упоминание о прокуратуре района в документах Брюховецкого районного исполнительного комитета относится к декабрю 1943-го года. На заседании райисполкома согласно протоколу №33 рассматривался протест прокурора района Мармазова Василия Ивановича на решение исполкома райсовета от 7 октября 1943 года в части передачи изъятых двух коров пригородному хозяйству РО НКВД.
Члены райисполкома согласились с протестом райпрокурора и решение райсовета от 7 октября 1943 года, протокол №23 в части передачи изъятых двух коров пригородному хозяйству РО НКВД отменили и вернули коров колхозу. На первый взгляд, мелочь. Нет, в 1943 году это была не мелочь, тем более что главной подоплекой в этом деле было соблюдение закона всеми, и нужно было не подорвать доверие к органам НКВД со стороны населения, которое еще не оправилось от шестимесячной фашистской оккупации и переносило чудовищные трудности.
На том же заседании был рассмотрен протест райпрокурора Брюховецкого района о незаконно вынесенном решении исполкома райсовета в части запрещения торговли хлебом, так как по данному вопросу имеется решение крайисполкома. Райисполком также согласился с протестом райпрокуратуры и отменил свое решение от 7 октября 1943 года (протокол №23). Всему этому предшествовали трудности по выполнению районом плана сдачи хлеба государству, и райисполком принял «простое» решение - запретить свободную торговлю хлебом на рынках и ларьках до выполнения плана. Хлеб отпускался только отдельным категориям населения по карточкам. Прокуратура отстояла право населения распоряжаться излишками хлеба по своему усмотрению и отменила решение исполнительной власти.
Прокурор Маразмов В.И. продолжал работать до августа 1945 года. За этот период Брюховецкий райисполком неоднократно заслушивал протесты прокуратуры на свои действия и действия хозяйствующих субъектов. Касалось это незаконного расходования колхозной продукции, незаконной продажи колхозной недвижимости, нарушений в оплате труда колхозников. Своими представлениями прокуратура района остро реагировала на нерасторопность исполнительной власти в части взысканий штрафов, наложенных Народным судом за несвоевременные поставки сельхозпродуктов государству (прот.70 от 13.04.1945г.). В период деятельности прокурора Мармазова В.И. райисполком в своих решениях поручал прокуратуре района привлекать руководителей и бухгалтеров, нарушающих финансово-кассовую дисциплину к уголовной ответственности.
С 17 августа 1945 года в протоколах заседаний исполкома Брюховецкого райсовета депутатов трудящихся значится фамилия прокурора Казачек Василий Григорьевич. В должности прокурора Брюховецкого района Казачек В.Г. проработал до сентября 1946 года.
С 10 сентября 1946 года на должность прокурора заступил Протасов Василий Акимович.
Василий Акимович родился 23 июня 1906 года в поселке Чивизовка Жердеевского района Тамбовской области. В 1939 году он, работая в городе Рыльске Курской области, был призван в Красную Армию. Закончил войну в звании майора юстиции. Протасов Василий Акимович имел награды: медали «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Оглядываясь назад, и судя о жизни с точки зрения сегодняшнего дня, в истории районной прокуратуры есть и моменты, которые вызывают неподдельные эмоции. Например, 30 января 1946 года согласно протоколу №4, райисполком рассмотрел вопрос о приобретении лошади для прокуратуры и разрешил прокуратуре на договорных началах приобрести лошадь в колхозах, выполнивших план поголовья животноводства. Этот случай характеризует условия жизни, а также главенство закона, который для исполнительной власти и органов прокуратуры был главным критерием их деятельности. Проводить приобретение лошади для прокуратуры района через решение исполкома сегодня кажется необычным, но тогда это было реальностью, продиктованной законом.
6 мая 1948 года прокурор района Протасов В.А. на заседании райисполкома выступил с информацией о состоянии самогоноварения в районе. Было принято решение обязать председателей колхозов и сельских советов провести разъяснительную работу среди населения о судебной ответственности за самогоноварение на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1948 года «О борьбе с самогоноварением, карающим от 6 до 7 лет тюремного заключения и конфискацией имущества».
4 июня 1948 года, протокол №18, райисполком рассматривал вопрос «О состоянии борьбы с криминальными абортами». Осознавая важность этого противозаконного деяния, райисполком обратился с просьбой к прокурору Брюховецкого района Протасову усилить борьбу с криминальными абортами, не оставляя безнаказанным ни одного случая в производстве криминального оборота или самоаборта, привлекать к ответственности подстрекателей, пособников и лиц, понуждающих и занимающихся подпольными абортами.
В дальнейшем прокуратура района занимала активную позицию по пресечению попыток принятия незаконных решений общеколхозными собраниями колхозников, касающихся незаконных списаний убытков, задолженностей с членов колхоза. Пресекала случаи наложения штрафов на колхозников. Правовая неграмотность многих руководителей колхозов приводила к неумышленным нарушениям закона. Показательным является случай с колхозом «Таманец» Большебейсугского сельского совета. Согласно протоколу №36 от 3 октября 1950 года, прокурор района Протасов вынес протест на решение общего собрания колхоза «Таманец» от 24 августа 1950 года в части снижения суммы иска с 6600 рублей до 2200 рублей с колхозника Трептак за павших по его вине лошадей, определенного решением нарсуда от 18 апреля 1950 года. Прокурор добился отмены этого решения, так как ни правление колхоза, ни общеколхозное собрание не имели права изменить решение нарсуда. Прокурор Протасов В.А., судя по протоколам заседания Брюховецкого РИКа, осуществлял активную деятельность. И эта активность проявлялась не только в исполнении своих обязанностей, но и в общественно-политической работе прокурора района. Это подтверждается избранием Василия Акимовича Протасова в 1950 году депутатом Брюховецкого районного Совета.
Некоторое время в период деятельности на должности прокурора Протасова В.К. обязанности райпрокурора исполнял Рекалов. В газете «Правда колхозника» от 8 февраля 1950 года опубликована выдержка из его доклада на ХХ районной партийной конференции под заголовком «Улучшить качество ремонта тракторов». В своем докладе он вскрыл недостатки, которые допускают колхозы при подготовке техники к полевым работам.
Все приведённые примеры лишь малая доля того, что чем занималась прокуратура в обозреваемый период. Но и эти скудные сведения подчеркивают, что прокуратура не являлась сторонним наблюдателем процессов, которые двигали послевоенную жизнь района вперед, она была активным участником процессов, и направляла их в законное русло.
Автор статьи Таймураз Бежаев