6+

Казачество

Мы рады приветствовать Вас на странице, посвящённом казакам и казачеству. Здесь Вы найдёте интересную информацию о Брюховецком казачьем обществе.

Войсковые казачьи регалии

Станица Брюховецкая и хутор Гарбузовая Балка навечно вошли в историю Кубанского казачьего войска. Казаки этих населенных пунктов в далеком 1918 году сохранили войсковые казачьи регалии. Это уже потом, в 1920 году, регалии были вывезены в зарубежье.  Ныне большинство регалий возвращено из казачьего музея американского города Нью-Джерси, отреставрировано и выставлено в краевом историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына.

Очень многие жители станицы, проходя мимо здания, где располагается районное казачье общество, останавливаются у мемориальной доски и ищут фамилии своих родственников-казаков совершивших  подвиг во имя спасения казачьих святынь. Они горды тем, что их далекие предки «… в продолжение пяти месяцев большевистской власти в Кубанском крае…» сохранили «… войсковые и полковые знамена, регалии и другие ценные исторические документы – гордость всего войска, … свидетельствующих о былых беспримерных подвигах на полях смерти верных сынов Кубани, стяжавших себе этим всемирную славу».¹

Как это происходило? В станице Брюховецкой на 15-16(28-29) февраля 1918 года² было назначено заседание Черноморской Рады, где присутствовали войсковой атаман и председатель правительства. Однако, учитывая наступление красных войск на Екатеринодар (Краснодар) заседание было прервано. Бытует мнение, что в это время и было принято окончательное решение о поручении брюховецким казакам выполнить великую миссию - сохранить регалии.

22(7) февраля на совещании у войскового атамана принимается решение оставить Екатеринодар, что и произошло – последние отряды на рассвете 1(14) марта 1918 года переправились за реку Кубань. Точная дата погрузки и отправки регалий в станицу из своего постоянного места хранения – Войскового штаба и Войскового собора святого Александра Невского в Краснодаре, нам не известна. Однако  в одном из издававшихся казаками за рубежом журнале мы находим сведения, что «В середине февраля, при офицере, скрытно, ящики с Войсковыми Регалиями были отправлены в станицу.³  Доктор исторических наук С.Н. Якаев в своей книге пишет, что ящики с регалиями доставлялись в сопровождении офицерского конвоя.4  Сегодня, анализируя список казаков, принимавших участие в спасении регалий, можно сделать вывод о том, что действительно ящики с регалиями сопровождал офицерский конвой. В именном списке казаков, которые спасали регалии, значится пять офицеров. Учитывая, что ящиков с регалиями было 12,  то, скорее всего, и подвод было такое же число. Возчиками на подводах были также наши брюховецкие казаки. Для сохранения в тайне сведений о доставке регалий в станицу атаман станицы коллежский регистратор Игнат Саввич Шевель выбирал только надежных и проверенных казаков.

Доставленные в станицу ящики с регалиями несколько дней хранились на подворье атамана, которое размещалось в центре станицы и занимало практически всю нынешнюю территорию, ограниченную улицами Красной, Советской, 8 Марта и Ленина, за исключением углового дома вольнопрактикующего врача В.Г. Заборы (угол улиц Красной и Ленина). На атаманском подворье сохранилось только одно здание.  Сегодня на нем размещается мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил атаман ст. Брюховецкой Шевель Игнат Саввич, спасший и сохранивший в феврале-августе 1918 г. Святыню Кубанского Казачьего Войска Казачьи регалии».

Для атамана И.С. Шевель было абсолютно ясно, что с занятием станицы красными казачьи регалии могут быть утрачены. Очень многие казаки уже знали, что регалии в станице. И хотя атаман был уверен в своих казаках, но он принял решение перепрятать ящики и сузить круг лиц, которые знали бы последнее место хранения регалий. Его выбор пал на казаков отдаленного хутора Гарбузовая Балка. Может быть, такое решение ему подсказали: старший конвоя есаул Демьян Алексеевич Зоз и казак Яков Кириллович Стуконог, проживающий в станице. Но, «… как вспоминал впоследствии, в 1939 году, один из лидеров зарубежных кубанских казаков генерал С.П. Звягинцев»,  атаман Шевель позвал одного старого надежного казака из глухого хутора и «предложил ему принять на себя жертвенный подвиг». 5

Внимательно изучая собранные мною материалы, я все больше склоняюсь к тому, что это был урядник Алексей Кондратьевич Зоз. Считаю, что ему помогали его родственники жители хутора - Зозы, Стуконоги и старший урядник Григорий Онуфриевич Шакула. Поздней ночью по безлюдным улицам станицы к атаману прибыли из хутора подводы, на которые погрузили ящики и по старой дороге, проходившей вдоль лимана, регалии были доставлены на хутор и спрятаны у него на подворье, которое располагалось на месте здания бывшей колхозной столовой.

Затем один ящик закопали посреди гати на берегу речки Балка Гарбузовая Балка, а остальные в поле возле кургана. Предание говорит, что сразу же пошел обильный снегопад и снег скрыл все следы. Вскоре на хуторе появились красные. Они разыскивали таинственные ящики, все перерыли, но не нашли регалии. Ни один из сорока двух казаков, принимавших участие в спасении казачьих регалий, не выдал тайну. Об этом говорится и в приказе войскового атамана полковника А.П. Филимонова: «Найдись хотя один продажный казак из числа знавших о местонахождении регалий, и ценное достояние войска погибло бы, так как большевики, искореняя казачество, несомненно, уничтожили бы эту его красу и гордость – подлинные заветы отцов и прадедов».

К утру 31 июля (14 августа) 1918 года белые форсировали низовья реки Бейсуг и, после уличного боя, овладели Брюховецкой, а 3(17)  августа - городом Екатеринодаром. Ящики с регалиями были выкопаны и доставлены в Екатеринодар. Уже 15(28) августа они были вскрыты в присутствии комиссии. Сохранилась опись войсковых регалий и ценного имущества Кубанского войскового штаба, которую составили при вскрытии ящиков.6  Отметим, что пострадали только две высочайшие грамоты, в ящике закопанном в гати, из-за разлившейся речки.

С.Н. Якаев приводит в своей книге воспоминания генерала С.П. Звягинцева о том, что казаков «… громко чествовали в станице Брюховецкой, произвели в офицерский чин».7  В этих торжествах даже принимали участие представители краевого правительства и краевой рады и выезжали на хутор к месту хранения регалий. Однако подтверждения этим сведениям мною не найдено. Во-первых, приказ о производстве в чины и переименования в высшие звания был издан только 27 июля 1919 года.8  Во-вторых, оказывается, что не все казаки были произведены в офицеры. В-третьих, о торжествах никто из участников  больше не упоминает. Да и тот факт, что многие казаки - хранители регалий,- после установления советской власти, проживали относительно спокойно и не были репрессированы, о многом говорит.

Сегодня бесспорно только одно – история по достоинству оценила события и помнит имена казаков-брюховчан спасших регалии, а мы, благодарные потомки, будем из рода в род передавать их славные имена.

Шеремет А.Г., краевед

 

Примечание:

¹  Приказ Кубанскому казачьему войску № 97 от 14 сентября 1918 года войскового атамана полковника А.П. Филимонова. ГАКК. Приказы ККВ, 1918 г.

²  Все даты указаны по старому стилю, а в скобках – по новом стилю, введенному 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР  нового григорианского календаря.

³ Журнал «Кавказский казак», № 145, январь-февраль 1939 г.

4 Якаев С.Н. Одиссея казачьих регалий. Издание 2-е, дополненное. Краснодар: ИМСИТ, 2004, с. 14.

5 Там же, с. 14-15.

ГАКК, ф. 396, оп. 5, д. 92, л. 64,68.

Контакты

352750 ст.Брюховецкая, Краснодарского края, ул Ленина 9

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy8(86156)3-10-69

  • dummy brm31069@mail.ru

Яндекс.Метрика

Наши друзья

Подписаться

Создание сайтов +7 905 49 47 434

Search