Напутственная речь настоятеля Спаса-Преображенской церкви Николая Карташова члену Государственной Думы от Кубанского казачьего войска, Кондратию Лукичу Бардижу. Речь была произнесена в храме станицы Брюховецкой, пред напутственным молебном в день отъезда К. Л. Бардижа в Петербург, 15 февраля 1907 года.
«Очень отрадно, господа, что вы в таком большом количестве собрались проводить в далекий и трудный путь своего одностаничника, члена Государственной Думы, Кондратия Лукича Бардижа. Отрадно и похвально, так как этим вы выражаете свое сочувствие и единение с ним. Было бы позорно, если бы к человеку, избранному представителем от всего казачества Кубанской области, доставившему этим честь и гордость своему обществу, своя станица отнеслась равнодушно и безучастно.
Ведь он едет на тяжелое и ответственное дело, едет работать для нашего же общего блага; он покидает одинокою и беспомощною свою семью; он прерывает все свои хозяйственные дела, готовый на всякие лишения, и единственно, чем мы можем отплатить ему, это выразить свое уважение, участие и прощальный привет.
Что же мы скажем ему в напутствие, и какие выразим пожелания? Как человек, среди вас новый, я не могу сказать, что хорошо и подробно знаю нужды и желания казачества и поэтому не считаю себя вправе уверенно говорить от лица казаков. Но все же, как пастырь местной церкви, считаю своим долгом и правом выразить вашему избраннику несколько общих пожеланий, которые, по моему глубокому убеждению, могут соответствовать и вашим интересам.
Членам второй Думы предстоит работа огромная, сложная, ответственная и даже, может быть, лично для них не безопасная. Русская жизнь за последние годы всколыхнулась. Кипением ее выброшено наверх много грязи и накипи. Все отношения, классовые, экономические, политические и другие так перепутались, сцепились между собою, нагромоздились одно на другое, что разобраться во всем этом не под силу, кажется, и самому мудрому человеку.
Старые устои жизни и быта расшатаны. Новые пути только намечаются, но еще не проверены и не укреплены, и к тому же, в искании их проявляется много узости, эгоистической страстности и односторонности, что мешает делу. А жизнь не ждет. От красивых и горячих речей ей не легче, она требует дела, устроения, мира. Дума должна разобраться во всем хаосе современности и должна как можно скорее указать верный и плодотворный путь для России.
И вот первое наше пожелание Вам, Кондратий Лукич, таково.
Ни на минуту не упускайте из сознания важности и великого значения своей работы. Есть присловье: „из-за деревьев бывает не видно леса". Для того чтобы рассмотреть весь лес, все пути в нем, лучше всего высоко подняться над ним и зорко вглядеться в него. Вам может грозить опасность взять неверное направление в работе и заняться, вместо главных, второстепенными делами, так как дел этих, невыясненных и неразгаданных, сразу нагромоздится пред Вами целые горы: разбирайся в них! И в то же время положение второй Думы, призываемой к работе в труднейшую пору жизни Родины, очень напоминает положение капитана на корабле в сильную бурю: один неверный шаг, одно малейшее замедление, и все может окончиться гибелью.
Надо работать быстро и верно, чтобы не толкнуть по ложному пути жизнь дальнейших поколений и чтобы народу, нуждающемуся в хлебе, не дать, вместо него камень. Соберите же всю силу своей души, напрягите все нервы в железное кольцо, сомкните всю волю, чтобы, прежде всего, ясно наметить себе путь по правде и совести и чтобы затем, неуклонно и мужественно идти по нему, не поддаваясь влиянию ни разнообразных партийных давлений, ни внушениям честолюбия, ни опасениям, что и как про вас скажут или подумают те или другие лица. Из массы дел и вопросов, всех их сразу все равно не решить.
Резко выделите главнейшие и неотложные, и от них уже не отступайте, чтобы не разбрасываться на мелочи. Думаю, что едва ли следует особенно увлекаться и сведением старых счетов с действительными или предполагаемыми виновниками наших бед: ненависть, месть и злоба, отличные помощники в разрушении, но при созидании они только вредят. И до счетов ли тут, когда каждая минута дорога для дела, когда нас захлестывают с головой: голод, пьянство, невежество, бесправие, нищета, раздоры... Не надо красных слов, не надо счетов, надо работу, работу! И народ посылает вас, своих избранников, не для пререкания, а на действительную помощь Царю в устроении России.
Далее. Положение в Думе казачьих депутатов, в том числе и ваше, будет иметь и свои особенные трудности. Дело в том, что интересы казаков многими считаются противоречащими интересам остального населения, многие имеют сильное нерасположение к казачеству вообще и односторонний и мрачный взгляд на него. Вам предстоит и перед Думой, и перед всей Россией выяснить все заблуждения и недоразумения в этом вопросе, представить казачество, его взгляды и нужды в истинном виде.
И вот второе пожелание наше Вам такое. Всей грудью отстаивайте интересы казаков, как их представитель, и защищайте их благо. Но есть благо и благо. Материальное: земля, облегчения, льготы. И культурное: увеличение просвещения, расширение прав на местное самоуправление, введение большего числа нравственных начал в самую службу. Полагаю, что интересы последнего рода вы будете защищать особенно горячо. Заботьтесь всеми силами и о материальном благосостоянии казаков.
Но думаю, что если бы в некоторых случаях выяснилось, что материальное благополучие казачества может быть достигнуто только путем обездоления остального населения, что благо казаков составит вред и лишение для других сословий, то лучшая часть казачества и Вы, его представитель, не сочтете возможным воспользоваться таким благом. Ведь заветы казачества исстари: быть защитником всех обездоленных, бедных и бесправных; ведь в казачестве сильнее, чем в каком-либо другом сословии, развита любовь к отечеству и сознание, что все русские подданные дети одной матери России и что им надо не вырывать друг у друга выгоды, а заботиться друг о друге, и что не честь казаку быть своекорыстным, когда Родина требует жертв.
Указанное столкновение интересов может произойти особенно при решении вопроса о положении иногородних в станицах: Вы, когда будете говорить об этом, стойте на стороне казаков, но имейте мужество и не казаков назвать и считать своими же братьями, благо которых также дорого Вам.
Но довольно об этом. Выскажу третье и последнее пожелание Вам. Мы говорим: наметьте себе путь и неуклонно идите по нему. Но вот вопрос, какой же именно путь избрать? Конечно, благо народа, его совершенствование, права. Но что делать в случае недоумений, каково должно быть это благо, и вообще при неуверенности? Здесь не место и не время говорить о программах разных политических партий, об их достоинствах и недостатках, в этом Вы сами разберетесь лучше меня. Но что, если в иные минуты никакие программы не удовлетворят Вашей совести и души?
В таких случаях, да и всегда вообще, — лучше всего взять Вам в руководители Того, Кто Сам сказал о Себе: „Азъ семь путь, и истина, и животъ", и Его словами руководиться. Раскройте Евангелие Христово, и Вы там увидите призыв к работе на благо обремененных и угнетенных, Вы встретите там призыв к миру и устроению, к справедливости и любви, простирающейся до того, чтобы и душу свою положить за други своя; Вы найдете там призыв к усовершенствованию духа, к свету, правде и милости. И если поступите по заветам Христовым, по духу учения Его, то твердо верьте, что поступите безошибочно, и не провинитесь ни пред Высшей Правдой, ни пред своей совестью, ни пред Родиной.
Высказав это последнее пожелание, считаю вполне уместным вручить Вам эту книгу — Евангелие Иисуса Христа, как самое надежное руководство в вопросе правды и совести. При этом позволю себе присоединить и еще одно более частное пожелание. Мы, присутствующие здесь, провожаем Вас не только, как граждане, но и как члены церкви православной, члены одного с вами прихода: поэтому, и напутствовать Вас собрались в приходском центре, в храме. Здесь говорим вам: вместе с гражданскими правами и житейскими благами народа, не забудьте отстаивать в Думе и главное духовное благо его: его веру и церковь.
На них могут быть озлобленные нападки со стороны чуждых и враждебных им людей: Вы, сын церкви православной, не постыдитесь встать на защиту своей матери. Правда, Дума не церковный собор и не о церковных делах едете Вы рассуждать в ней. Но православные члены Думы отлично должны знать, какое громадное значение в жизни народа имеет церковь, и они могут и должны отразить несправедливые нападки на нее и посягательства на её благополучие; могут и должны громко и твердо заявить о необходимости скорее созвать церковный собор для удаления накопившихся в церкви непорядков и неустройств, чтобы она снова могла сиять славою первых веков христианства. Заметьте, что я говорю о церкви, а не о духовенстве только; и еще заметьте, что заботы о церкви православной нисколько не противоречат великим началам веротерпимости и свободы совести. А затем в напутствие себе от провожающих Вас и в благословение от своего родного храма, примите, Кондратий Лукич, эту икону Христа Спасителя».
Старейший священник в приходе, о. Афанасий Орлов благословил Кондрата Лукича художественной иконой Спасителя, в сребропозлащенной с эмалевыми украшениями, ризе. Далее священник продолжил:
«И помолимся: и Вы, и все мы — одним сердцем, чтобы Господь сделал благополучным путь Ваш внешний, дорогу, и особенно путь деятельности Вашей, чтобы укрепил ваши силы, умудрил Вас своею благодатью и благополучно возвратил Вас к нам, окруженного почетом и славою, довольного сознанием исполненного долга и награжденного признательностью казачества и всех сынов России».[1]
По содержанию речи священника можно судить о духовно-нравственном уровне 28-летнего священника, о его понимании политической обстановки в России. Вряд ли он читал свою речь по бумаге, скорее всего, это были слова, рожденные в сознании одаренной личности. Поразительно, но речь священника, сказанная 113 лет назад, актуальна сегодня. Актуальна не потому, что сегодня по иному относятся к своей выборной должности народные избранники, а потому что в напутственных словах есть чувства, указан богоугодный путь, есть озабоченность за судьбу России и будущее её народа.
На фотографии второй слева стоит в депутат Государственной думы Кондратий Бардиж.
Таймураз Бежаев
(отрывок из книги «Колокола Благочестия»)