Иван Пантелеевич Захарченко, участник Великой Отечественной войны вспоминал: «В 17 лет я уже взял в руки оружие. А получилось это так… 1942 год. Враг подходил к Брюховецкой. Совсем рядом гремели орудия. То и дело на бреющем полете проносились немецкие самолеты. Через станицу Брюховецкую проходили отступающие части Красной Армии. Эвакуировали технику, скот. Снаряжали подводы для тех, кто вынужден был покинуть родные места»…
«Вдруг по станице прошла весть: всех ребят, кто не призывался в Армию, вызывают в военкомат. Так, это же здорово!.. Собрались быстро. Ведь в то время каждый из нас только и мечтал, как бы попасть на фронт. Пришли даже те, кто, как говорят, пешком под стол ходит, совсем малыши, школьники. Их, конечно, в срочном порядке и безоговорочно откомандировали по домам, а мы через несколько часов уже бодро шагали по дороге на Краснодар.
Старших из нас оставили в Краснодаре. Они участвовали в его обороне, а мы, малолетки, как нас называли в шутку товарищи, отправились дальше, на Горячий Ключ. Здесь я случайно встретился с Иваном Ивановичем Буренко вым (он воевал в партизанском отряде Брюховецкого района «Шустрый» ). Он сообщил, что в Брюховецкой немцы и попросил:
- Перекусить не найдется, ребята? Продукты кончились, а путь далекий…
Мы с радостью накормили земляков солдатскими харчами и вскоре расстались.
Пройдя краткосрочную подготовку, участвовал в обороне Туапсе. Так в 17 лет я стал солдатом, хотя до призыва в Армию было еще далеко. Служил в связи. Бои проходили ожесточенные и нам, связистам, работы хватало. Присматриваться к боевой обстановке было некогда. Надо было воевать, бить фашистов и мы сразу же пошли в бой. Трудно приходилось. Потеряли много товарищей. Но не отступили, Туапсе не сдали, хотя фашисты стремились взять этот город любыми средствами.
И потянулись фронтовые пути-дороги».
Далее в своей заметке Иван Пантелеевич Захарченко вспоминает различные эпизоды из своей фронтовой жизни: как он взял в плен заблудившегося писаря из немецкого штаба, немецкого фашиста, который подключился к нашей телефонной линии и прослушивал разговоры, как его возле озера Балатон посчитали убитым, а он оказался оглушенным и засыпанным землей, сам с трудом выбрался из «могилы» и пошел к своим.
«Прошел я дорогами войны от Кавказа до Эльбы. Орден Красной Звезды имею, медали «За отвагу», «За освобождение Кавказа», «За освобождение Белграда» и другие. Когда война кончилась, мне сказали: будешь служить в Армии, год твой подошел. Прослужил до 1948 года. Потом домой, в Брюховецкую. Приобрел специальность токаря. Работаю и сейчас. Переписываюсь с фронтовыми товарищами, а бывший командир отделения Михаил Васильевич Афиногенов, мы с ним не расставались всю войну, был у меня в гостях и я к нему ездил.
Хочется сказать: воевали мы неплохо, победили сильного и коварного врага. Сейчас мы еще крепче. Но войны не хотим. Нам нужен мир, чтобы сделать жизнь на Земле красивой и радостной. Для этого сил не пожалеем».
Ознакомиться с воспоминаниями бойца Красной Армии И. Захарченко можно в фондах районного музея. Газета «Путь Ильича» за 27 марта 1975 года № 8.