Перепечатывая это письмо на фронт из пожелтевшей от времени газеты 1944 года, я неоднократно останавливался в раздумьях. На раздумья меня наталкивали собственные вопросы, вытекающие из содержания письма: Что же за народ у нас был такой самоотверженный? Как же они умели сплотиться перед смертельной опасностью? Какие железные люди руководили колхозами? Какие сильные женщины жили в наших хуторах и станицах? Достойно ли мы живем сегодня в стране, которую они нам отстояли?
Много, очень много вопросов возникает, читая эти строки. И в ответе на каждый из них душа наполняется гордостью, а глаза слезами счастья, что ты живешь среди потомков этих железных людей. На самом деле письмо скромное, в действительности им было намного труднее выращивать хлеб и восстанавливать разрушенный войной колхоз. Может, они не хотели расстраивать своих станичников, громивших врага на полях битвы? Прочитайте и вы внимательно это письмо, прочитайте детям и внукам. Это будет для них и для вас хорошим уроком патриотизма. Возникнут и у вас вопросы, ответьте на них сами себе, ответьте душой и по совести.
Письмо казаков и казачек колхоза имени Буденного
своим землякам казакам-фронтовикам.
Родные наши сыны и внуки, отцы, мужья, братья! Закончили мы все полевые работы к великому празднику Октября и теперь, собравшись все на колхозное собрание, решили написать вам это письмо.
Вот сидят здесь, на собрании старики, жены и матери ваши, ваши сыны и дочери, невесты и сестры. И думка у всех нас одна – о вас, сражающихся с проклятым немцем. Радуются наши сердца, когда читаем мы о героических подвигах ваших в приказах дорогого вождя, Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина: радуются наши сердца, когда узнаем, что тот или иной казак-фронтовик награжден правительственной наградой; гордимся, зная, как труден ваш ратный подвиг во славу и честь родины.
(В фондах музея сохранилась только одна фотография колхозников колхоза имени Буденного с председателем Иваном Буренковым, датированная 1942 годом. Вглядитесь в их лица, это они писали письмо на фронт!)
В своем упорном труде мы не хотим отставать от ваших фронтовых подвигов. Знаем мы, чем больше трудового пота прольется на наших полях, тем меньше прольется крови на полях сражений.
Хочется нам, чтобы придя домой с победой, вы и не заметили следов разорения и разбойничьего хозяйничанья проклятого немца на Кубани, чтобы увидели вы благоустроенные станицы, обилие скота, достаток во всем. И зная, что победа не за горами, что скоро будете поить вы своих лошадей в немецких реках, что ваши пушки бьют по фашистскому логову, мы спешим возродить свой колхоз, сделать его лучше прежнего.
Хорошо поработали мы в этом году. Дождливая весна выпала у нас, не на чем было работать. Но используя каждый час благоприятной погоды, работая на коровах, мы посеяли 1751 гектар, перевыполнив свой план. А как мы ухаживали за посевами! 3 раза пропололи пропашные, 2 раза – колосовые. Дети и старики, все вышли на работу. Болели руки и спины, но никто не бросил тяпки: ведь мы выращивали победный урожай, урожай, который тысячами снарядов падет на голову проклятого Гитлера.
И на славу вырастили мы урожай! Пришла уборка. Казалось, не справимся - такой богатый созрел урожай. Но мы твердо помнили указания нашего учителя товарища Сталина: «Уборка-дело сезонное, и она не любит ждать. Убрал вовремя - выиграл, опоздал с уборкой - проиграл». Мы старались выиграть, старались дать больше хлеба фронту, Родине. И мы выиграли.
Как мы работали, видно из того, что каждая колхозница косарь скосила ручною косой по 14-15-17 гектаров колосовых. Вовремя и хорошо убрали весь хлеб, досрочно и полностью первыми в крае рассчитались с государством по хлебопоставкам, сдав матери – Родине 82 тысячи пудов хлеба; 6600 пудов хлеба мы сдали в фонд Красной Армии. За успешное выполнение своих обязательств перед государством нашему колхозу вручено переходящее знамя крайкома партии и крайисполкома.
Колхозники и колхозницы нашего колхоза подписались на государственный Военный заем на 623 тысячи рублей, из личных сбережений собрали 200 тысяч рублей на усиление вооружения Красной Армии, в фонд помощи детям сиротам собрали 23 тысячи рублей. Снова стал наш колхоз миллионером, получив доход больше, нежели в 1940 году. Много дали мы государству хлеба. Но и сами на трудодни получили немало. Вот, например, Елена Красько на свои трудодни получила 68 пудов хлеба, Анна Москаленко-72 пуда. Так мы работаем в тылу, помогая вам на фронте.
Родные наши! Остались последние, самые трудные битвы. Но мы знаем, с честью несете вы казачью славу, добытую в битвах вашими славными предками. Знаем мы, что те, кто сбросил немца с Кубани в море, прорвал укрепление немцев на реке Миус и на реке Молочной, кто форсировал Днепр и Днестр, кто освобождал Киев и Минск, Украину и Белоруссию не остановится ни перед какими препятствиями; нашего казака не остановит никакое укрепление: сверкая клинком, погонит он врага до самого Берлина.
Знаем мы, на кубанских конях, в красных кубанских башлыках ваши кубанские эскадроны, с кубанскими песнями пройдут по улицам Берлина. Рядом со следами наших танков на берлинском асфальте отпечатаются следы подков ваших лошадей. И внуки, и правнуки фрицев запомнят навеки эти следы! А вы со славой возвратитесь домой. Будет чем угостить вас: бережем мы для вашей встречи вино со своих виноградников. И сядете вы с нами за общий колхозный стол, и споем мы веселые кубанские песни, споем песни о нашей победе над фрицами. Ждем вас, родные, с полной и скорой победой! По поручению колхозников: И.Буренков, С.Бут, Н.Коваленко, П.Кравченко, Е. Красько.
Материал к печати подготовил Таймураз Бежаев.